Автор Дмтрий Геер
Локомотивы пока еще на ходу, но и они могут устать оттаскивать всю еврозону от края обрыва, куда она все больше склонна скатиться. Германия и Франция постоянно обсуждают экономические вопросы, словно именно они и являются Европейским Центральным банком.
С начала лета все внимательно наблюдали за тем, как главные европейские институты, которые призваны решать экономические задачи, спокойно бездействовали. Конечно, в официальных коммюнике это все именовалось не иначе как выработка стратегии. Точно так же они занимались выработкой стратегии и раньше, когда еврозона только делала первые шаги. Но в той стратегии были заложены весьма стабильные экономические показатели той самой Греции, которая сегодня стала для всех настоящей головной болью. В итоге получилось так, что сегодня стабильность еврозоны поддерживается, прежде всего, на политическом поле, тогда как многие даже сильные экономики испытывали все эти годы серьезные трудности. Говорит независимый аналитик Андрей Кипрович:
"В это трудно поверить, но в начале 2000-х годов Греция была одним из лидеров среди финансовых доноров своих соседей. Все началось в 2008 году, после кризиса. Был заложен первый кирпичик в ту стену, которую сейчас и воздвигли между Грецией и ЕС. Что будет? Есть составляющая политическая и экономическая. И одно без другого невозможно рассматривать. Те условия, которые подписывались несколько лет назад, когда вступали в Евросоюз, они сейчас не могут быть выполнены. Одни говорят, что получились так называемые халявные деньги – 174 млрд, которые были потрачены без ответственности, которая наступила сейчас. Другие говорят, что специфика есть у каждой страны".
Однако какие бы сценарии будущего еврозоны сегодня ни рассматривались, у всех них есть одна общая черта: тихого, спокойного, планомерного развития без взрывов и потрясений здесь никто не ждет. Уже сейчас понятно, что любое экономические потрясение отдельно взятой страны еврозоны тут же скажется и на соседях. Более того, несмотря на замедление сотрудничества, проблемы в Европе повлияют и на положение в России, уверен аналитик FIBO Group Василий Якимкин:
"То, что еврозону будет трясти, будут возникать периоды повышенной волатильности на финансовых рынках и в реальном секторе экономики – это на России отразится. Поскольку российские активы с точки зрения международных оценок – это очень рисковые активы. Поэтому любая турбуленция в еврозоне будет вызывать отток капитала из России. Этот негатив, который может сказаться на реальном секторе России. А на банковском точно скажется".
Помимо экономических потрясений Европе следует готовиться и к изменению на уровне самооценки. Ведь долгие годы Брюссель говорил о своей независимой экономической политике и если на кого-то и реагировал, то это был только Вашингтон. Теперь ситуация меняется: главный азиатский тигр не скрывает своего интереса и хочет закрепиться на европейском континенте. И тут оказывается, что европейцам хоть и нужна эта помощь, но плата за нее может оказаться слишком высокой, считает руководитель Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН Дмитрий Мосяков:
"В Старом Свете с большой осторожностью относятся к продвижению китайских интересов в Европе. С одной стороны, с чисто практической точки зрения, китайские предложения не могут не быть восприняты достаточно позитивно. Но, с другой стороны, Европа настроена решать свои проблемы за счет внутренних переговоров и ресурсов, не привлекая иностранные государства. Европа никогда не захочет признать, что она достигла такого состояния, что внешние силы начинают участвовать в решении европейских проблем. Ведь греческая проблема – это, в первую очередь, европейская проблема. Но мы уже видим, что есть американский интерес, китайский. Это лишний раз доказывает, что современная Европа начинает выступать как некий объект влияния этих держав. Для Германии, Франции признать эту ситуацию будет крайне затруднительно. Они будут стремиться сохранить контроль над переговорами с Грецией в рамках европейских государств".
Теперь уже мало сохранить этот контроль. Греция все чаще проявляет свой непростой характер и готова обсуждать помощь не только с европейцами. И даже не столько с европейцами. Отбить у нее это желание локомотивы европейской экономики смогут, только приняв срочные финансовые меры. Однако с каждым днем право контролировать переговоры с Афинами стоит все дороже: ведь потребность Греции в финансах растет постоянно.