Автор Михаил Шейнкман
Десятки тысяч просмотров в YouTube и слава нового "гангнам стайла". На большее Барак Обама на своей исторической родине за три дня так и не "натанцевал". Были официальные форматы, переговоры, встречи с родственниками, выступление на стадионе. Однако эти два притопа — два прихлопа с вращением вокруг своей оси в кругу местной знати – это, пожалуй, все повороты президента США к Черному континенту. Неизвестно, где он этого понахватался. Может быть, ноги помнят. Все-таки кенийская "липала", как ответ южнокорейскому Псаю – на основе национальных танцев, а он по Найроби еще 10-летним мальчишкой гонял. В любом случае эти "простые движенья" гораздо целомудреннее тех, которым сам хозяин Белого дома хотел обучить кенийцев.
Президенту Ухуру Кениате, большому брутальному мужчине, который беспрецедентно не побоялся лично защищать себя от обвинений в преступлениях против человечности в Международном уголовном суде в Гааге, посоветовал разрешить гомосексуализм. "У вас дискриминируют геев", – пристыдил его Обама, связав их свободу с помощью в борьбе с экстремистами группировки "Аш-Шабаб". Обама – он же и в Африке Обама. Поэтому те, кто упражнялся в остроумии относительно "зова предков", "взбирания на генеалогическое древо" и "протаптывания пути в Долину слонов", оказались посрамлены. Его естественность была гораздо забавней всех шуток, отпущенных в его адрес.
Ухуру Кениата, правда, почему-то не смеялся. Строго так дал понять гостю: если его встретили, как родного, это еще не значит, что он приехал как к себе домой. Президент Кении заявил, что перед его страной стоят гораздо более насущные вопросы: например, международный терроризм, и терпеливо рассказал американскому коллеге о менталитете и силе сложившихся культурных традиций. Иными словами, поставил на место: яйца курицу не учат. Ведь Кения для Обамы родина хоть и историческая, но все же – мать. Да и отец по головке его за такие вещи не погладил бы. А бабушка какая хорошая, про паровоз не поет, но внука до сих пор на кукурузную кашу зовет.
Но он сам предпочитает заваривать ее по всему миру. До Восточной Африки все никак руки не доходили. В прямом смысле: со всей демократической прямотой брезговал рукопожатием с Кениатой, когда тому еще приписывали этнические чистки. Начал задумываться о том, чтобы воспользоваться служебным положением и слетать-таки к родственникам лишь с декабря 2014, когда суд снял с главы Кении все обвинения. Кениата сделал вид, что забыл, как два года назад Обама демонстративно отказался приехать в Найроби. И даже стиснул его в суровых мужских объятиях у трапа самолета. Знал бы, что президент США ему предложит, поостерегся бы. Тот, конечно, обещал дать миллиард, буквально, на пропитание, помочь в борьбе с террористами и спасти африканских слонов. Но все запомнили только одно: сын-то вернулся блудным. Хорошо, что ненадолго. "Лимпалу", кстати, Кениата танцевал на расстоянии от него.
Продолжает тему старший научный сотрудник Института Африки РАН Станислав Мезенцев.
– Сумеет ли Обама этим своим первым официальным визитом компенсировать недостаток внимания к этой части Черного континента?
– Я бы не стал переоценивать роль и значение визита Обамы, потому что сами африканцы считают, что Обама, как президент США, делает значительно меньше, чем его предшественники. Но в то же время политика Соединенных Штатов по отношению к Черному континенту остается целенаправленной, плановой и достаточно стратегически значимой для США.
– Чем могли бы помочь Штаты Восточной Африке, кроме "экспорта демократии", и станут ли они это делать?
– Экспорт пресловутой демократии – это чистый предлог. Первая цель США – использование континента для создания возможных баз для военного развертывания. Вторая причина, которую всегда надо видеть – американцы стремятся восстановить свой контроль над ресурсной базой африканцев. И третий фактор – американцы существенно проигрывают на этой площадке своим китайским оппонентам. Видимо, в этих визитах Обамы в том числе есть и попытка наверстать упущенное. Но Китай от них ушел слишком далеко.
От Обамы Черный континент вправе был ожидать большего. Но пока лишь на севере Африки Штаты навели свои беспорядки. А на востоке ведь тоже: и Кениата думает, что президент от Бога, и в Эфиопии правящая партия набирает по сто процентов на выборах. Иными словами, настоящему демократу есть над чем поработать. Может быть, после 2017. Обама же перед вылетом признался, что "поехать в Кению частным лицом было бы более значимо, чем президентом". Главное, когда он будет здесь и без охраны, не забыть, что сексуальные действия между представителями одного пола и агитация за них в этой стране караются лишением свободы.