Финская евангелическо-лютеранская община массово теряет своих членов. Виной тому послужила поддержка руководством церкви строительства в Хельсинки соборной мечети.
Для большинства европейцев в последние годы ислам превратился в подобие "красной тряпки" для быка, и финны не стали исключением. По результатам ряда опросов, Дания и Финляндия – самые нетолерантные страны Северной Европы.
Профессор кафедры конституционного права МГИМО, специалист по истории права и праву скандинавских стран Максим Исаев считает, что в Скандинавии взгляды церкви и прихожан на мультикультурализм слишком разные. И это приводит к противоречиям.
"Все скандинавские страны – это страны лютеранские. А в них, несмотря на общий провозглашенный принцип свободы церкви от государства, церковь является его органом. Во всех скандинавских странах существуют министры по делам церкви, священники являются госслужащими и получают зарплату из бюджета. Поэтому реакция чиновников от церкви на происходящее и реакция прихожан – совершенно разные вещи", – сказал Максим Исаев в эфире радио Sputnik.
По его мнению, руководство лютеранской церкви вынуждено подчиняться государству, независимо от позиции своих прихожан.
"Так как руководство лютеранской церкви – это госчиновники, то они подчиняются государственной власти и политикам, которые, в свою очередь, подчиняются общей политике ЕС с его толерантностью и мультикультурализмом. Священники вынуждены это делать, несмотря на претензии своей паствы", – отметил эксперт.
Вместе с тем, он полагает, что разрядить создавшуюся напряженность практически невозможно.
"К сожалению, выхода из этого положения я не вижу. Финны попали в "трясину". За время после Второй мировой в скандинавских странах у власти находилась довольно радикальная левая социал-демократия. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. И за прошедшие десятилетия сформировалась элита с определенным умонастроением, которое исправить совершенно невозможно. Изменения будут, если во власть придут национально ориентированные политики, новое поколение", – заключил Максим Исаев.