Автор Михаил Шейнкман
Тот, кто поспешил назвать Михаила Саакашвили следующим премьером Молдавии, а слухи ходили и такие, видимо, "клюнул" на инициалы. Скорее всего, у нового председателя правительства на вензеле тоже будут значиться литеры "М.С.". Майя Санду. Воссозданный в очередной раз альянс трех проевропейских партий, наверное, хотел сразить аудиторию своим выбором.
Однако пока его лидеры не стали менять вероятному главе исполнительной власти гражданство. Хотят ограничиться полом.
Ее еще не избрали. Но коалиционные 52 голоса в парламенте – это уже на один больше, чем надо. Тем более, чтобы сразу не было никаких претензий к образованию, выставили его министра. Майя Санду с 2012-го руководила молдавским просвещением. В отличие от своего бывшего начальника – экс-премьера Кирилла Габурича, который даже один диплом об окончании ВУЗа подтвердить не смог, у нее их несколько. И Гарвард тоже. Хотя за три года она громко проявила себя в должности лишь однажды. Когда в парламенте тщетно пыталась оправдать "айкью" все того же бедолаги Габурича. Вряд ли думала, что через несколько месяцев сама будет номинирована на его место.
Впрочем, для режима большую ценность, скорее, имеет ее домолдавская карьера. Она два года была советником исполнительного директора Всемирного банка в Вашингтоне. То есть, для Запада – свой человек: подходы, входы, выходы знает. А Кишиневу без них никак. Страна на грани дефолта.
О Санду вообще, как по Гоголю, говорят, что она "дама приятная во всех отношениях". Квартира, машина, 100 тысяч долларов на счете. 43 года. Хоть и не тактично о возрасте, но ей надо сразу привыкать, что щадить ее не станут и сидеть она там будет не как женщина. А все равно, как мальчик для битья.
Правящей группировке на этой должности другой не нужен. Будь иначе, они бы сами поступили по-мужски: либо рискнули доверить кабинет самостоятельной личности, либо взяли ответственность на себя. Но ни лидер либерал-демократов Филат, ни хозяин демпартии Плахотнюк – их называют держателями контрольного пакета власти – насколько можно судить, даже не думают выходить из тени. Они, кстати, и решение по коалиции принимали ночью. Поэтому хоть и проводят операцию по смене пола, но их все равно узнают. Потолок-то у этого кабинета тот же. Как и крыша. Хотя после назначения Майи Санду, если оно случится, уже никто не скажет, что на эту власть смотреть противно. Местами она очень даже ничего.
Из Кишинева лидер движения "Антимафия" Сержиу Мокану.
– Я знаю, у Вас есть досье на каждого высокопоставленного чиновника. Что скажете о Майе Санду. Почему она?
– Майя Санду используется лидером Либерально-демократической партии Филатом в качестве шантажа и инструмента давления на хозяина Демпартии Плахотнюка, чтобы тот уступил для него место премьер-министра. Майя Санду является своего рода красной тряпкой для быка, которая должна либо успокоить Плахотнюка, либо еще больше его разозлить. Расчет на то, что они вместо Майи Санду согласятся на кандидатуру самого Влада Филата.
– Такой политик как она, в принципе, подошел бы кабинету министров? Она бы сумела возглавить его, как надо?
– Она сумела бы возглавить этот кабинет министров. Вернее всего, она во главе правительства смогла бы повести за собой общество против этой мафии, которая сегодня руководит. Она, может быть, в этой конъюнктуре является единственным человеком, который не подчиняется Плахотнюку или Филату. Или членам этой "преступной группировки". Если думать, что она могла бы стать премьер-министром, то она послужила бы своего рода детонатором для общества изнутри, из правительства, для свержения этой власти.
Возможное назначение Майи Санду при всех ее достоинствах – это все же очевидный признак того, что в длинных коридорах молдавской власти все-таки короткая скамейка запасных. При такой текучке кадров страна, вероятно, сумеет всех посмотреть. К тому времени, когда они закончатся, и Саакашвили освободится. А вот уже с ним закончится и Молдавия.