Иран обсуждает с российскими компаниями, участвовавшими в реализации иранских проектов, возможность возвращения на свой рынок, сообщил замминистра топлива Амир Хуссейн Заманиния. "Большинство российских компаний связались с нами. В настоящее время ведется обсуждение подготовки ко времени, когда они могут вернуться и завершить то, что они начали", – сказал он.
Пока официально свои планы в Иране подтвердил только "Лукойл", который и раньше работал в исламской республике, но в 2007 году из-за санкций был вынужден заморозить проект. В начале июля о сервисном контракте в Иране сообщила другая российская компания – "Зарубежнефть".
По мнению старшего аналитика компании "Альпари" Анны Бодровой, у "Лукойла" не должно возникнуть серьезных проблем с возвращением на иранский рынок.
""Газпром нефть" пока никак не комментирует свое возможное участие. "Роснефть" тоже молчит. Возможно, здесь работает какой-то политический фактор. Потому что обе компании сильно страдают от иностранных санкций. А вот "Лукойл" уже работал в Иране в плане нефтеразведки. Ему проще вернуться на рынок, где компания уже находилась", – сказала Анна Бодрова в эфире радио Sputnik.
По ее мнению, Иран при этом вполне может оказать финансовую поддержку российским компаниям.
"Здесь может заработать схема, которая, правда, пока еще не применялась российскими компаниями. Иранские банки вполне могут открывать какие-то кредитные линии для работы в стране на конкретных месторождениях, с конкретными целями, сроками и задачами. У российских компаний нет доступа к иностранным деньгам. Но ограничение финансирования пока не имеет здесь такого решающего значения, в отличие от веса политических договоренностей Ирана и России. Россия хочет максимально закрепить сырьевое партнерство с любыми крупными игроками на нефтяном рынке. В данном случае с Ираном, который готов очень далеко раздвинуть рамки сотрудничества", – отметила аналитик.
По ее мнению, российские нефтедобытчики заинтересованы в возвращении в Иран.
"Иранская нефть – это нефть низкой себестоимости. А российская – достаточно дорогая в разработке и производстве. Не говоря уже о транспортировке, учитывая наши огромные территории. Сейчас нашим компаниям интересно то, что требует меньших затрат и предполагает больший финансовый "выхлоп". Перспективы пока сложно оценивать, поскольку иранский рынок формально все еще закрыт. Относительная ясность наступит, когда санкции официально снимут. И точка в этом вопросе будет окончательно поставлена", – сказала Анна Бодрова.