Автор Дмитрий Геер
Она привыкла быть первой. Хиллари (тогда еще Родэм) стала первым студентом, которому поручили произнести напутственную речь выпускникам колледжа. Она стала первой женщиной во главе организации правовой помощи широким слоям населения. Позже она – первая женщина-партнер известнейшей и старейшей в США юридической фирмы Rose Law Firm.
Ей не привыкать быть в списке самых влиятельных юристов США. Даже став первой леди, она не прерывала собственную профессиональную карьеру. И в этом она опять была первой из жен президентов, кто решился на этот шаг. И именно ей суждено было стать чуть ли ни самой известной первой леди, когда у мужа проснулся интерес к молодым практиканткам. Подробности той истории и особенно все доказательства, которые остались на злополучном платье, муссировались бесконечно. Однако она уже тогда сумела показать, что у нее не просто есть характер сильной женщины, но и все задатки влиятельного политика, отмечает президент Центра поддержки и развития общественных инициатив "Креативная дипломатия" Наталья Бурлинова:
"Эта ее стойкость и несгибаемость перед политическими вызовами внутреннего и внешнего характера. Достаточно вспомнить историю с Биллом Клинтоном. Должен быть недюжинный человеческий характер, чтобы перейти через подобную историю, которая стала достоянием общественности, для того, чтобы добиться таких успехов, которых добилась она. Мы же говорим сейчас о женской характеристике. О Хиллари как о политике можно сказать, что она очень стойкий политик, который справляется с внешними вызовами. В ее возрасте она сейчас претендует на то, чтобы стать первой женщиной-президентом в истории США. Это говорит о том, что стойкость у этой женщины колоссальная".
В 2000-м году Хиллари Клинтон была избрана в сенат США. И опять стала первой – ранее ни одна из первых леди не занимала государственную должность. А уже через восемь лет она начала борьбу за выдвижение своей кандидатуры на пост президента США от демократов. И опять Клинтон побила все рекорды: завоевала самое большое число голосов выборщиков за время участия женщин в американских предвыборных кампаниях. Во многом именно эта история участия американских женщин в политике способствовала ее успеху, считает руководитель Центра социально- политических исследований Института США и Канады РАН Надежда Шведова:
"Хиллари Клинтон опирается на очень сильную историческую базу. Что касается ее самой, как кандидата. Она не понаслышке знает – дважды участвовала как супруга кандидата в президентской кампании. Есть колоссальный опыт: сама участвовала в борьбе и за пост сенатора, и в выдвижении от Демократической партии кандидатом на пост президента страны. Так что у нее очень большой опыт. Ее активнейшая работа на посту госсекретаря дает ей самые большие силы, на которые можно опираться".
Именно поэтому она и может уже сегодня быть названа в числе самых очевидных претендентов на пост президента страны, продолжает Надежда Шведова:
"Надо сказать, что многие эксперты считают, что она одна их самых сильных кандидатов на пост президента в 2016 году. В ее арсенале есть сильные козыри. Она компетентна, у нее большой политический опыт, она известна, она обладает хорошим и отработанным аппаратом по сбору пожертвований. Она сталкивается с готовностью всех перспективных политиков-демократов отказаться от соперничества с ней и поддержать ее, как наиболее реальную для победы кандидатуру. Но при всем при этом это не значит, что у нее безоблачная перспектива. Соперничающий лагерь республиканцев ведет активную собственную наступательную кампанию. Попытки мы наблюдаем – найти и вытянуть скелеты из шкафов. Ей придется нелегко, безусловно".
Нелегко ей придется находить общий язык и со своими избирателями. Ведь так называемый "Моникагейт" не был воспринят даже американскими женщинами однозначно. Одни аплодировали ее силе воли и самообладанию, другие переживали за несчастную женщину, третьи вообще считали, что это она толкнула бедного мужа на измену. В итоге ее серьезной проблемой может стать как раз тот факт, что она не нашла подход к большинству, резюмирует Наталья Бурлинова:
"Промахи есть у любого политика, и у Хиллари очень много тактических промахов. Но в основном они связаны во многом с имиджевыми вещами. Ее репутация в США далеко не однозначна. У нее есть определенный контингент избирателей, которые ее не любят.
Понятно, что приближение избирательной гонки заставит противников Хиллари вытянуть на свет божий любые даже самые маленькие ее прегрешения. Однако в лагере этого кандидата, похоже, сами с удовольствием раскручивают любой малейший повод, за который так хотят уцепиться республиканцы. Возможно, за всем этим стоит простой расчет: до выборов избиратели еще сто раз успеют забыть обо всех этих историях.