Автор Дмитрий Геер
Триумфальная победа и преданность избирателей. Кристина Фернандес де Киршнер без преувеличения остается выразителем народной воли, президентом, который, даже уйдя с этого поста, сохранит свое влияние.
Она изучала в университете психологию и юриспруденцию, познакомилась с Нестором Киршнером. Друг к другу их тянули споры, которые пара вела постоянно. И если муж рвался к высоким политическим постам, сама Кристина признавалась позже, что никогда не стремилась сделать политическую карьеру. Однако ей удалось занять президентское кресло на выборах в 2007 году. Очень многие эксперты считают, что этому помог впечатляющий экономический рывок и высокая популярность Нестора. Да и сама она обладает многим из того, что любят избиратели Аргентины, считает старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Андрей Шишков:
"Как и большинство аргентинцев, она крайне эксцентрична, эмоциональна, обладает своим стилем в политике. Аргентинский народ, особенно представители малоимущих слоев, ее очень любят, для них она является чем-то вроде воплощения Эвы Перон".
Серьезным испытанием стал финансовый кризис 2008 года. Рейтинг Киршнер упал до 20%. Оппозиция активно играла на всех трудностях. Дело дошло до блокады главных трасс страны, саботировался подвоз продуктов в города. Но госпожа президент смогла доказать всем, что у нее очень низкий "болевой порог" и сильная воля к победе. Удар был нанесен по влиятельным олигархическим кланам, военным и бюрократам от профсоюзов. Все это доказало, что она – сильный и влиятельный политик, продолжает гендиректор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов:
"Кристина Фернандес де Киршнер – сильный политик, которая в очень непростой стране смогла два срока стабильно пробыть президентом, реализовать многие намеченные планы. Несмотря на сильную оппозицию и специфическую политическую культуру Аргентины, в которой присутствуют, помимо сильных оппозиционных настроений, повышенная политическая эмоциональность. Трудно лавировать главе государства в такой стране. Ее муж, который был президентом, не стал избираться на второй срок, потому что его рейтинг испытывал сильные колебания. Лодку в сложных политических и экономических условиях Кристина достаточно уверенно вела все эти годы. Справлялась и с экономическими трудностями, не допускалось серьезных народных волнений, которые до этого были. Она уверенно выступала в качестве президента".
Ее действия обеспечили не только ей, но всем, кого будет поддерживать уходящий со своего поста президент, хорошую политическую почву, отмечает Андрей Шишков:
"Ее рейтинг в данный момент составляет около 50% – это очень хороший показатель для Аргентины, где обычно уходящие президенты не пользуются популярностью. В связи с этим у нее сохраняется значительный политический капитал. Она поддержит одного из кандидатов в президенты Аргентины, без ее поддержки будет трудно избираться. Безусловно, она сохранит влияние после президентских выборов, поскольку ее партия имеет большинство в парламенте Аргентины".
Киршнер показала, как можно успешно налаживать связи не только с ближайшими соседями, но и со всем миром. Сотрудничество с Россией – яркое тому подтверждение. Страны не скрывают, что у них есть весьма серьезный взаимный интерес, констатирует Николай Миронов:
"Россия и Аргентина объективно являются стратегическим партнерами. Как в экономической, так и в политической сферах. В экономической есть объективная заинтересованность стран в рынках. Россия заинтересована в сельскохозяйственной продукции Аргентины, а также в инвестициях в Аргентину в сфере энергетики и разработок месторождений нефти и газа, которые там ведутся, в строительстве газопроводов. В то же время Аргентина заинтересована в наших технологиях в этой области, а также в международной поддержке. В Аргентине непростая ситуация, связанная с конфликтом вокруг Фолклендских островов. И хотя Аргентина интегрирована в западный мир и у нее прочные и стабильные отношения с США, страна, тем не менее, хочет получать поддержку и в других частях мира – и тут Россия объективно является партнером".
Фактически, можно говорить о том, что Кристина Фернандес де Киршнер смогла решить почти все вопросы, которые ей было решить под силу. Даже в разговоре с неуступчивыми кредиторами она проявила себя как уверенный в себе политик: нельзя называть банкротом ту страну, которая не отказывается платить по долгам. Остается нерешенным спор о принадлежности Фолклендских (Мальвинских) островов – в этом противостоянии замешаны слишком влиятельные страны. И здесь пока всей Аргентине не хватает сил одержать победу.