Автор Михаил Шейнкман
В США уже жалеют, что он не победит. Но приз зрительских симпатий, говорят, можно отдавать ему хоть сейчас. Собственно, к этому и должен стремиться настоящий артист. "Ну, не только к этому", – сказал бы Рональд Рейган. Однако Дональд Трамп едва ли его повторит. Даже несмотря на то, что сенсационно возглавил рейтинг республиканцев. Это при младшем-то Буше и еще десятке статусных фамилий. И при том, что кандидатом себя назвал всего несколько недель назад. Но теперь он самый обсуждаемый политик и открытие этой кампании. Эпатажного миллиардера поддерживает уже почти четверть сторонников Республиканской партии. Губернатора штата Висконсин Скотта Уокера – 13%. А Джеб Буш – он и по опросам Буш- третий – 12%.
Трамп сразу дал понять, что с ним скучно не будет. Начал громким скандалом. Но выпад в адрес мексиканских иммигрантов, которых назвал "насильниками и наркоторговцами", уже показал, что он не особо надеется на испаноязычные голоса. А без них в США не принято на что-либо претендовать. Впрочем, он весь – это олицетворение того, что не принято. Поэтому и звучит. Его цитируют. И склоняют тоже. Для одних он "Маг" Дональд, чьи предвыборные фокусы под стать фаст фуду: быстро и бесполезно. Для иных он – Трамп-парам и трум-пурум. В смысле, любитель пустых разговоров. Но он в тренде. А это – главное.
Его языка уже боятся и свои, и чужие. Он публично унизил Маккейна, вернув его на место: "Тот, кто сидел в яме вьетнамского плена, для меня не герой". Потом, правда, нехотя согласился "взять свои слова назад". Но оставил сенатора-ястреба "негодным политиком". Трамп практически "уничтожил" Обаму, признав его президентом, не заслуживающим уважение Путина. Зато сказал, что знает, как "поладить с самим Путиным". Поладить, а не сдержать или свергнуть, как обычно говорят у них в истеблишменте.
Он внес в, казалось, унылое ожидание "битвы кланов" свежесть и разнообразие. Превратил его в шоу. Головокружительный успех – это естественная реакция избирателей на подзабытые эмоции. Это для них Трамп позволяет себе быть откровенным. Он "зажигает". Но слишком ярко, чтобы рассчитывать на то, что не сгорит раньше времени. Впрочем, и отпущенного ему вполне хватит, чтобы запомниться. На этой предвыборной сцене он, скорее, конферансье. Его задача в том и состоит, чтобы публика не заскучала в ожидании гвоздя программы. Хотя иной раз концерт предстоит такой, что хочется, чтоб клоун не уходил. Но и его репризы рано или поздно заканчиваются.
Оценит игру директор Фонда изучения США при МГУ Юрий Рогулев.
– Как объясните взлет популярности Дональда Трампа?
– Внимание прессы, которую использует Дональд Трамп в своей деятельности, помогает ему набирать вот эти очки. Он бесконечно дает интервью, постоянно проводит встречи с избирателями. Второй момент в том, что можно назвать эпатажем публики. Он делает шокирующие заявления. Причем, этот "троллинг" направляет не только на своих противников из Демократической партии, но и против кандидатов – республиканцев. Это, конечно, привлекает к нему внимание. И приводит к росту его популярности.
– Сумеет ли Трамп дотянуть интерес к себе до развязки?
– Нам пока очень трудно сказать, удержится ли он в этой гонке. В самой Республиканской партии его не любят. Ему всячески намекают на то, что он должен снять свою кандидатуру. Он может, конечно, выступать как независимый кандидат. Он персона медийная, имеет свои телевизионные шоу, постоянно выступает на публике. Поэтому, насколько ему удастся удержаться, будет зависеть от него самого.
Приложить соперника крепким словом, высмеять очки Буша или жесты Клинтон – это, может быть, и запрещенные приемы. Но потому в Америке и предпочитают рестлинг боксу, что там это позволительно. Хотя и поддельно: страсть, крик, гнев, эмоции, адреналин и могут "убить", не причинив вреда. Правда, на профессиональный ринг рестлеров не выпускают. Там все-таки важен и настоящий хук и настоящий Джеб. Пусть, пока он держится в тени и стесняется даже называть свою фамилию, хотя именно в ней его главная ценность. Но совсем не исключено, что Трамп потому и разогревает публику своим буйным нравом, чтобы подчеркнуть сдержанность и адекватность скромняги из Флориды.