Автор Мария Балябина
Норвегия вспоминает жертв теракта 2011 года – причем, не только скорбными церемониями, но и открытием "музея" террориста Андерса Брейвика, который четыре года назад убил 77 человек. Организаторы подчеркивают, что это – не мемориал, а информационный центр, который поможет разобраться в тех страшных событиях. Правда, далеко не все родственники жертв с этим согласны – многих справедливо не устраивает, что Брейвик получает внимание, к которому всегда так стремился, и буквально – собственный зал славы. Поклонники террориста собираются туда чуть ли не в паломничество.
С другой стороны, есть ведь Освенцим и Дахау, которые хранят жуткую память времен Второй мировой войны. И они тоже манят неонацистов. Не закрывать же эти мемориалы. Не рассказывать о кровавой истории нельзя – если мы забудем о том, как это страшно, идеи геноцида и массовых убийств станут для неокрепших умов гораздо более привлекательными. Поэтому нужно пугать, нужно показывать, как по чьей-то воле могут быть уничтожены миллионы жизней. Те, кто забывает историю, обречены ее повторять…
Может, для этого и открыли этот информационный центр в Норвегии? Давайте посмотрим: на здании следы от взрыва, детали машины, которая была начинена взрывчаткой. Да, жутковато. А дальше – документы, постановления суда, поддельное удостоверение Брейвика, сумка, с которой он приехал на Утойю, полицейская форма, в которую он тогда был одет. Это пугает? Это чему-то учит? Ну разве что тому, что это такой же человек, как и мы с вами. "И я тоже не тварь дрожащая, а право имею", – может подумать в этом музее очередной поклонник идеи расового превосходства. И пойдет "вершить правосудие" и, главное, будет уверен в своей правоте. Ему, как и Брейвику, наверное, и в голову не придет, что бороться с миграцией, властью, да с чем угодно – можно совсем другими методами. К тому же, все эти "высшие" мотивы – только оправдание для больного эго, очарованного романтикой убийства: Брейвик ставил цель "спасти" европейцев от мусульман, но почти все жертвы – его соотечественники.
Власти, похоже, не только не пытаются сделать этот образ менее привлекательным, но и косвенно работают на его рекламу. Сам Брейвик, тем временем, запустив машину самопиара, наслаждается жизнью, живет в трехкомнатной камере со спортзалом и учится в университете. Правда, не забывает напоминать о себе: регулярно пишет душещипательные письма в различные инстанции и СМИ о том, как тяжело ему живется – плейстейшн безнадежно устарел, игр слишком мало, ручка неудобная.
Тем временем, в европейском обществе незаметно формируется его культ – о нем говорят как о феномене, провозвестнике перемен, выразителе общего недовольства. Ведь, правда, в последнее время все больше стали говорить о политических взглядах Брейвика, о его целях, о том, действительно ли эта зверская акция повлияла на то, что некоторые европейские политики стали разочаровываться в мультикультурализме. Но говоря об этом, мы не должны забывать, что Брейвик – убийца. Хладнокровный убийца, который встретил спецназ словами "я закончил".