Автор Дмитрий Геер
Еще весной страны Скандинавии чуть ли ни всерьез готовились к войне с Россией. Главы оборонных ведомств Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии и Исландии даже опубликовали статью, где смешали все: от Крыма до собственного воздушного пространства. Одновременно речь зашла и о том, что надо усилить военное сотрудничество тех, кто уже вошел в НАТО и тех, кто пока альянсу не принадлежит. Ну а дружить Норвегия, Дания, Швеция и Финляндия должны против общего врага – России.
Сразу же возник вопрос, а когда же Швеция и Финляндия все-таки присоединятся к НАТО. Или они так и останутся почти членами, будучи за порогом альянса. При этом эксперты почти уверены в том, что Финляндия вряд ли променяет свои добрососедские отношения и симпатию к России на это членство. Да и от Швеции ждать такого шага вряд ли стоит, продолжает директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов:
"Перспективы вступления в НАТО Финляндии и Швеции являются крайне маловероятными. Швеция уже на протяжении нескольких веков после поражения от России в войне в начале 19 века не ведет никаких действий, является нейтральной страной и вряд ли будет отказываться от этого нейтрального статуса. Поскольку вхождение в НАТО потребует увеличения военных расходов, что при социальной ориентированности экономики Швеции является крайне невыгодным для нее сценарием. Что касается Финляндии, то Финляндия, начиная с поражения во Второй мировой войне, не участвует ни в каких вооруженных альянсах и не видит угрозы со стороны России".
Куда лучше складываются отношения у НАТО и властей Норвегии – ведь уже на 2018 год там запланированы масштабные военные тренировки сил альянса. Есть еще Дания, которая тоже пока готова следовать туда, куда позовут союзники по НАТО. В целом, позиции этих стран уже давно ничем не отличаются от настроений альянса, констатирует директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников:
"Норвегия – член НАТО и без сомнения верховенство США в этой организации, так или иначе, определяет ее позицию в данной ситуации. Никуда им не деться, это общий тренд и они из него никуда не выпрыгнут. Как, собственно, и Дания. Но Дания заметно дальше от наших границ. И их взаимоотношения с Россией не так принципиальны для них и не так принципиальны для нас. Влияние США на эти две основные традиционные страны скандинавской политики – оно сильно".
Однако приняв все эти правила игры, страны должны отдавать себе отчет в том, чем может обернуться желание из игры выйти. И хорошим примером здесь является Исландия, продолжает Дмитрий Солонников:
"Какое-то время назад Исландия – это был непотопляемый авианосец США. И никакой самостоятельной политики у них не было, и позволить они это себе не могли. В настоящий момент ситуация крайне изменилась, Исландия продемонстрировала несогласие с мировыми финансовыми трендами, выпала из той финансовой цепочки, которую для нее мировые финансовые круги выстраивали, прежде всего круги США. И сейчас – это страна, имеющая собственный взгляд, собственную позицию. Именно потому, что она выпала из общего мирового тренда, она стала крайне мало влиятельной".
Однако и для США наступают непростые времена: заставить силой принять условия альянса все труднее – ведь никто в Европе даже в кошмарном сне не хочет представить глобальный военный конфликт, заключает председатель Экспертного совета Фонда поддержки научных исследований "Мастерская евразийских идей" Григорий Трофимчук:
"Сейчас складывается в мире, на пространстве Европы, на пространстве Евразии очень непростая ситуация, когда сами по себе страны туда уже не вступят. Они могут вступить туда только в одном случае: под жестким, прямым давлением США.
Итоговый расклад в этом регионе показывает: страны готовы присматриваться к действиям альянса и даже в силу обязательств играть по его правилам. Однако вовлечь новых игроков в эту партию пока вряд ли получится.