Автор Дмитрий Геер
Если страха нет, его надо выдумать. Политики Скандинавии хорошо усвоили этот урок и решили извлечь из этого выгоду – всю и сразу. Вот и появляются, время от времени, в регионе неопознанные подлодки. Доказательств того, кому они принадлежат, нет, а значит, и вывод можно сделать только один – это российские и больше ничьи.
Желание увидеть у своих берегов российскую подлодку творит со зрением сущие чудеса. Всю весну скандинавские страны и их соседи соревновались в том, кто больше подлодок увидит или обстреляет. В середине апреля пограничники Латвии уверяли весь мир, что видели российскую подлодку класса "Кило". Кстати, это уже не первый подобный вброс. В ноябре 2014-го, когда латвийские военные сообщали о том, что обнаружили российскую субмарину в 34 километрах от границы своих территориальных вод, в российском оборонном ведомстве не могли скрыть смех: "Вероятно, латвийским коллегам гораздо интереснее пиарить повседневную деятельность российского ВМФ, чем свои достижения в военной сфере. За такое внимание мы можем только поблагодарить латвийских спикеров и средства массовой информации этого прибалтийского государства".
Ближе к концу апреля к ним присоединились финны. Их военные даже выпустили по объекту несколько противолодочных снарядов. Везет на подобные сенсации и шведам, где тоже был замечен объект, похожий на всплывшую подлодку. Потом, правда, вынуждены были признать, что это было обычное гражданское судно. Не стоит исключать, что за подобными историями стоит желание урезать законные права России, считает директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов:
"Очевидно, что дискредитация подводного флота и различные информационные провокации, связанные с появлением якобы российских подлодок у побережья Скандинавии, призваны, как минимум, ограничить возможности применения и патрулирования нашим атомным флотом тех зон, которые являются важными с точки зрения стратегической безопасности. Понятно, что эти истории были связаны с поднятием информационного шума для того, чтобы показать: Россия наращивает активность своих вооруженных сил. Нечто схожее мы сейчас наблюдаем, когда где-то с интенсивностью раз в месяц, а то и чаще, приходят сообщения о том, что российские стратегические бомбардировщики оказываются рядом с территорией противника".
Вместе с тем, подобные истории становятся хорошим доказательством, которое можно при удобном случае предъявить друзьям из Европы и США, доказывая, что необходимо вкладываться в развитие обороноспособности каждой отдельно взятой скандинавской страны. Но еще это хороший способ решить и свои внутренние проблемы, добавляет директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников. Хотя, конечно, даже немного обидно, что у России нет таких уникальных подлодок, сожалеет эксперт:
"Никто же не знает, что они видели на самом деле. Давайте будем надеяться, что у нас отличный военно-морской подводный флот, с маленькими неуловимыми подводными лодками, очень маневренными, которые выполняют секретные задания в разных частях земного шара. И даже если их и видят, то не могут засечь. Охватывает гордость за наш ВМФ. Но, скорее всего, это попытка влиять "новостными вбросами" на большую политику. Швеция, как раз перед тем, как пошли эти вбросы, изменила правительство, пришли как раз не такие антагонисты России, пришли партии, от которых ждали потепления отношений. Поэтому необходим был вброс, чтобы их поставить в нужную колею, чтобы они не забывали, кто у них главный враг, чтобы они не расслаблялись и не думали, что Россия – дружественный сосед. Вброс был организован. И политики были вынуждены продемонстрировать верность прежнему курсу. Подлодки не нашли, но как в том анекдоте с ложечками – привкус остался".
Однако все эти вбросы не смогут нанести урон российской обороноспособности – а это главное на сегодняшний день. При этом не стоит забывать и об основной роли российского атомного флота, продолжает Григорий Добромелов:
"Российский атомный подводный флот является инструментом сдерживания и механизмом так называемого ответного удара, на котором строилась вся система безопасности нашей страны. Иными словами, в случае ядерного удара благодаря атомному флоту и мобильным железнодорожным комплексам существовала возможность ответного удара, что сдерживало оппонента от превентивного применения ядерного оружия".
Ну а тем, кто так любит придумывать истории про несуществующие подводные (обязательно российские) лодки остается пожелать все-таки проявлять больше фантазии и научиться украшать свои истории деталями и доказательствами.