Автор Дмитрий Геер
Переломным моментом в истории освоения Севера эксперты называют 20-е годы прошлого века. Именно тогда уровень развития цивилизации позволил дать ответы на поставленные ранее вопросы. Значительную роль сыграла и авиация: с помощью самолетов удавалось добиваться успехов в деле разведки и связи, а также решать задачи по снабжению.
Первые станции наблюдения за погодой, зимовки и базы снабжения строились на территориях окраинных морей Северного Ледовитого океана. Продвижение на Север началось в 1937 году. В мае была предпринята беспрецедентная высадка советской экспедиции в районе Северного полюса – на льду появилось оборудование и снаряжение первой в мире научной дрейфующей станции "Северный полюс-1". Экспедиция состояла из четырех человек: руководитель станции Иван Папанин, метеоролог и геофизик Евгений Федоров, гидробиолог и океанограф Петр Ширшов и радист Эрнст Кренкель. Так началась эра освоения и изучения Центральной Арктики, подчеркивает начальник отдела гидрометеорологии и полярных работ Минприроды РФ Андрей Чайка:
"Там они пробыли девять месяцев и, по существу, доказали, что человек может при грамотной организации процесса наблюдений изучать Центральную Арктику. До них в этой зоне никого, по сути, не было. И эта первая экспедиция дала толчок, доказала, что человечество сможет проводить измерения в экстремальных условиях. Задача первой арктической экспедиции на дрейфующей станции была затем заменена другой задачей – так называемая высокополярная воздушная экспедиция "Север", которая позволила в очень короткие сроки получить информацию по всей арктической зоне Северного Ледовитого океана".
Со временем специалисты пришли к выводу, что эпизодические наблюдения за происходящим в Арктике не дают истинной картины происходящего в регионе, а значит, нельзя собрать полную информацию, которая касается погодно-климатических, океанологических и ледовых условий. Поэтому с 1950 года экспедиции на Северный полюс стали проводить регулярно. Однако в конце прошлого века в этой работе наступил перерыв, продолжает Андрей Чайка:
"До 1991 года две-четыре точки наблюдений в Центральной Арктике вели регулярные наблюдения и передавали метеорологические сводки, собирали весь этот огромный багаж наших знаний об Арктике в течение круглого года. С 1991 года произошел длительный перерыв. В 2003 году – новый этап изучения Арктики: начали использоваться мобильные конструкции, целая система автоматического оборудования, которая позволяла по-другому смотреть, на качественно ином уровне, на те процессы, которые происходят в Арктической зоне".
Научная деятельность в Арктике является еще одной точкой пересечения интересов разных стран мира. Иностранные ученые традиционно работают и на российских дрейфующих станциях "Северный полюс", и в наших арктических научных центрах. В то же время, механизмы глобального международного сотрудничества в регионе разрабатываются и на площадке самого авторитетного объединения по вопросам Арктики – Арктического совета. Говорит директор Департамента международного сотрудничества Минприроды России Нуритдин Инамов:
"Мы уверены в том, что такой конструктивный диалог не только нужен, но возможен и реален. Об этом говорит наша деятельность в рамках Арктического совета. Это основной природоохранный формат сотрудничества арктических стран, в котором мы работаем по целому ряду направлений. И в самом Арктическом совете идет укрепление договорно-правовой базы сотрудничества, мы разрабатываем, согласовываем новые договора и новые соглашения. Очень непросто идет работа над проектами подобного рода документов. Но, тем не менее, находим развязки с тем, чтобы договариваться и создавать условия для дальнейшего укрепления сотрудничества по сохранению этой экосистемы. Например, в ходе министерской сессии Арктического совета, которая в апреле этого года прошла в Канаде, мы были едины во мнении о том, что работа в рамках Арктического совета должна быть деполитизирована.
Новые формы работы по арктическим проектам Россия использует и в собственных программах. Примером может служить формат частно-государственного партнерства в рамках реализации задач, которые стояли перед дрейфующей станцией "Северный полюс-2015", напоминает Андрей Чайка:
"В этом году впервые в истории попробовали организации дрейфующих станций "Северный полюс" форму частно-государственного партнерства. То есть государство ставило задачи, и некоммерческая организация, коей выступила организация Полярный фонд, организовала и логистическую, и остальную поддержку экспедиции. И при планировании этой станции учитывалась вся доступная информация о ходе погодных и ледовых условий, что позволило в плановом порядке завершить работу станции без внештатных ситуаций.
За работой этой дрейфующей станции пристально наблюдали и во всем мире. В Москве же не устают повторять, что готовы к переговорам, и надеются, что со временем арктическое партнерство будет налажено со всеми, кому это интересно.
Спецпроект подготовлен при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии РФ к "Дням Арктики в Москве".
Обновлено 13.11.2015