Автор Михаил Шейнкман
Молдавия может смело считать себя "страной Евросоюза". Например, Грецией. Брюссель ей тоже отказал в финансировании. И не он один. До него мониторинговая миссия Международного валютного фонда отменила визит в Кишинев. А перед этим Всемирный банк заблокировал уже отложенные для правительства 45 млн долларов из страха, что их примитивно разворуют. Как заявил представитель ЕС в республике Пиркка Тапиола, "в настоящий момент наше решение – заморозить поддержку молдавского бюджета". По его словам, обещанные 40,5 млн евро страна получит только после того, как ее власти сформируют новое правительство, договорятся с МВФ и урегулируют кризис в банковском секторе. Что ни условие, то – приговор.
И деньги, вроде бы, не бог весть какие. По крайней мере, совсем не тот миллиард долларов, что таинственно исчез из ведущих молдавских банков, парализовав местную финансовую систему. Но для режима их ценность гораздо выше. Это – дензнак внимания, без которого не будет доступа и к новым миллиардам. Поэтому Брюссель знает, что бьет по живому. Или, точнее, по полуживому, учитывая состояние, в котором сейчас пребывает официальный Кишинев.
После скандальной отставки премьера Габурича (за четыре месяца он так и не доказал подлинность диплома о высшем образовании) власть вновь оказалась в разобранном виде. Правящий альянс меньшинства, созданный либерал-демократами и демократами, как стул о двух ножках, себя явно не оправдал. Для устойчивости ему требуется подкрепление. Но либералы требует за участие слишком много. Впрочем, это у них обычное дело. И Кишинев вполне может решить, что он не попал бы под горячую руку ЕС, не будь у того проблем с Грецией и "воронки" на Украине. Хотя Брюссель не впервые отлучает Молдавию от кормушки. Так уже было, когда эта же проевропейская троица перессорилась из-за сфер влияния. Наказание рублем тогда подействовало. Альянс сохранился. Стране это не помогло, зато власть сумела дотащить себя до очередных парламентских выборов и с горем пополам остаться и после них. Правда, спустя полгода уже без "пополам".
А ЕС – это все-таки не богадельня. Здесь подают только тем, кто полезен. Но к нынешнему молдавскому режиму это не относится. Он опять на грани расформирования. Евросоюз в прямом смысле заставляет власть собраться. Он толкает в объятия заклятых партнеров, будучи уверенным в том, что его поощрения – это все, что еще имеет для них значение. В Брюсселе не строят иллюзий относительно того, на чем держится молдавская администрация. В нем совершенно точно знают, что это – не население. Потому и 40 млн евро всего, что даже в ЕС понимают, что грош этой власти цена.
Тему продолжит депутат парламента Молдавии Богдан Цырдя.
– Способна ли молдавская власть выполнить условия, которые поставил перед ней Евросоюз? Испугается ли она этой "желтой карточки", если, кроме нее, Брюсселю в Молдове все равно не на кого положиться?
– Ситуация, действительно, очень сложная. У Молдовы нет денег. Следовательно, нужно выполнять условия европейцев. Это значит – создавать альянс не с коммунистами, а с либералами Михая Гимпу (лидер либеральной партии Молдавии). И второе, это решение проблем в банковской сфере. Эти условия тяжелы, но они выполнимы. Но, хочу сказать, что это тоже не решит проблему, так как МВФ требует поднять пенсионный возраст до 65 лет, сократить социальные программы и урезать субвенции в сельском хозяйстве. Следовательно, даже если Европа даст деньги, экономического кризиса не избежать.
– То есть, 40 млн евро, о которых идет речь – это не та сумма, которая спасет "отцов молдавской демократии"? Пожертвования ЕС – это все, на чем нынешний режим еще держится?
– Да. Это факт. Бюджет пуст, понимаете? Сегодня это правительство заморозило финансирование пенсий, зарплат, большинство социальных программ. Поэтому 40 миллионов – это латание дыр. Они просто удерживают государственный механизм в некотором предкоматозном состоянии. А Молдова находится на пороге дефолта. И без ЕС, МВФ, без этих наших западных, так называемых, партнеров решить проблемы вообще не представляется возможным.
В молдавской оппозиции полагают, что власть будет пытаться вернуть расположение ЕС с гораздо большим рвением, чем украденный у страны миллиард. Его-то, как думают здесь, как раз для того и вывели, чтобы не возвращать. Экс-премьер Кирилл Габурич, кстати, в свое время предрек Кишиневу дефолт, если он в ближайшее время не подпишет с МВФ соглашения о кредитовании. Молдавия, судя по всему, к этому идет. Зато уже может со словами: "если я не вернусь, считайте меня европейской". Посмертно.