Автор Михаил Шейнкман
Клин Клинтон выбивает. Экс-госсекретарь США в ранге кандидата в президенты обещает относиться к России с умом. Кажется, что от нее этого стоило ожидать меньше всего. Но, как говорится, это выборы, сынок. Они как "лавка древностей". Иногда можно обнаружить любопытные вещи. Специалист не сразу поймет: подделка это или раритет.
Как бы то ни было, фактический дебют Хиллари Клинтон перед избирателями штата Нью-Гемпшир (именно отсюда демократы, как правило, начинают свой путь к престолу) мог произвести впечатление на обывателя. Пара-тройка концептуальных "затравок" с претензией на их раскрутку в ходе агитационной кампании и самая неожиданная из реприз – заявление о неизбежности сотрудничества с Кремлем. Причем на постоянной основе. "Леди Хи" уверяет, что в случае победы в 2016 году готова быть с Россией прагматичной и наладить взаимодействие с Владимиром Путиным. "Мне приходилось иметь с ним дело. Он непростой человек, но я не думаю, что есть альтернатива постоянному диалогу", – поделилась она сокровенным. И не то чтобы совсем наступила на горло собственной песни, но все же исполнила ее в новой для себя тональности. Все же "непростой человек" – это уже повышение по сравнению с "человеком без души".
Чтобы было еще больше веры ее прозрению, самые жесткие пассажи она оставила Ирану и Китаю. Словно обновленная военная доктрина Пентагона, назвавшая Россию потенциальным противником США во главе черного списка "ревизионистских государств", не для нее писана. Эксперты обратили внимание на некоторый диссонанс, но пока не более того. Общий вывод: откровения Клинтон в меньшей степени затрагивают Москву. Их адресат, прежде всего, Америка. Это в Штатах должны понять, что, если Клинтон обещает включить голову, значит, она у нее, как минимум, есть. А то ведь у многих здесь в этом уже появились сомнения. Скандал с использованием личной почты в служебных делах в бытность Клинтон госсекретарем снискал ей славу легкомысленной особы. Сейчас она этой репутации противопоставляет благоразумие. Или, по крайней мере, претензию на него.
Тему продолжит директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта МГУ Юрий Рогулев.
– Как понимать заявление Хиллари Клинтон? Что может значить в ее случае "более продуманная политика" в отношениях с Россией?
– Во-первых, Клинтон хочет подчеркнуть, что она именно тот человек, который может проводить эту "более продуманную политику", намекая на свой опыт, на свои встречи с российским руководством и подчеркивая свои возможности в качестве будущего президента. Во-вторых, сама представитель Демократической партии, она так элегантно покритиковала курс Барака Обамы. Она не назвала его неправильным или неверным, но предложила более продуманную политику.
– Насколько можно доверять этим ее предвыборным откровениям?
– Я бы обратил внимание на тот абзац в ее выступлении, где она говорит о том, что от взаимодействия с Россией все равно Америке никуда не деться. Это, на мой взгляд, более реалистическая позиция, чем та, которую сейчас занимает администрация президента США, пытаясь изолировать Россию. Мне кажется, что Клинтон более реалистична.
– Значит ли это, что для России Клинтон все-таки выглядит предпочтительнее в кресле президента США?
– Да, она выглядит предпочтительно, но не из-за каких-то особых взглядов или симпатии к России. Она выглядит предпочтительно с точки зрения своего опыта. Она не является провинциальным политиком, как, например, Джеб Буш. Так что, в этом смысле она предпочтительна. Как профессионал, как знающий человек.
В Соединенных Штатах кандидату в президенты, если он хочет на что-то рассчитывать, не позволительна "отсебятина". Команда отборных политтехнологов, советников и аналитиков тщательно взвешивает даже не каждое слово, а вдох и выдох "клиента". Они чувствуют внутреннюю конъюнктуру: что можно продать и на что могут купиться. Это не значит, что Клинтон следует тренду или пытается его формировать. Это значит, что в ее штабе тоже учитывают, что более 60% американцев не в восторге от внешней политики Обамы.
Она, конечно, не ограничивается Россией. Но Россией, по большому счету, ограничиваются возможности Вашингтона. В отношениях с ней он еще может что-то изменить. По крайней мере, на словах. И Клинтон на них не скупится. Она же говорит не для России. Это у нас знают, что умное лицо – еще не признак ума. Тем более если оно еще даже не первое.