Автор Михаил Шейнкман
Опять консультации с ведущими партиями, снова неопределенность и в очередной раз обратный отсчет — всего три месяца на поиск премьера. Иначе — роспуск парламента. Молдавия еще не забыла, как все это переживала в начале года. Тогда коммунисты пошли на сговор с коалицией меньшинства и помогли либерал-демократам с демократами спастись от досрочных выборов. Но утвержденному в феврале Кириллу Габуричу в итоге не хватило образования. Два месяца из четырех он не работал, а доказывал, что закончил больше девяти классов. Не доказал. Попрощался и унес с собой липовый диплом о "вышке". Для страны, наверное, не велика потеря. До того, как его "выписали" из сотового бизнеса Азербайджана, о Габуриче в Молдавии если и знали, то исключительно в его родном селе и то, когда ушел со школьного двора. Но его короткий премьерский эпизод стал, пожалуй, самым ярким продолжением истории о деградации местной власти.
И не важно, две проевропейские партии составляют правящий альянс, как сейчас, или три, с добавлением к ним радикальных либералов. Не исключено, кстати, что они вновь воссоединятся. Главное, что основные дела в этой республике творятся за кадром и за кадрами. С некоторых пор премьер здесь, что "белая зарплата". Его видно. Но основное идет в конверте. В переносном, естественно, смысле. Взятки – это, пожалуй, единственное, что здесь переносится, независимо от социально-политической ситуации. Зовется это у них "стимулированием". Каждый из тех, кого здесь считают серым кардиналом, может, и рад стать "папой", но у лидера ЛДПМ Филата и спонсора демократов олигарха Плахотнюка между собой – "пакт о невозвышении", чтобы ни у кого не было конкурентного преимущества. Поэтому стране и сейчас едва ли стоит надеяться на появление в кабинете полноценного хозяина.
Скорее всего, это будет фигура под стать президенту. Тоже номинальная. Но вполне возможно, что у нее хотя бы будет фигура. Шансы нынешнего и.о. премьера Натальи Герман и в прошлый раз считались весьма высокими. Но тогда ей не уступил место Габурич. После него альянс может удивить только продолжением эксперимента над своей властью. Ведь после коммунистов женщина кабмином еще не управляла. Откровенных противопоказаний у нее нет, кроме того, что она – дочь первого президента Молдовы Мирчи Снегура. Но это Приднестровью, против которого он развязал войну в начале 90-х, надо волноваться, что яблоко от яблони недалеко падает. Для режима же ее главное достоинство в том, что она – уже в курсе. Все-таки глава МИД. А нынешняя Молдавия, кто бы ни был ее премьером, все одно зависит от иностранных дел.
Тему продолжит из Кишинева политолог Виталий Андриевский.
– Насколько сложно будет коалиции найти нового премьера и сможет ли она на этот раз договориться с коммунистами?
– Будет сложно, потому что у каждой партии есть свои интересы. Коалиция будет воссоздана из трех партий – это Либерально-демократическая, Демократическая и Либеральная, которая когда-то была в коалиции, а потом выпала из нее. А у Либеральной партии могут быть очень большие запросы. Будут очень большие в "нижней части айсберга" торги. Что касается коммунистов, то они уже заявили, что будут голосовать за техническое правительство. Это достаточно абстрактно. Я не думаю, что партии пойдут на то, чтобы сформировать правительство, на которое нет политического влияния с их стороны.
– После Филата кабинет возглавляли, в основном, мало что определяющие фигуры. Тенденция принимать решения в непубличной плоскости сохранится?
– Если она сохранится, то это чревато большими потерями для авторитета власти, который и так находится на очень низком уровне. Если это будет слабый человек, то это будет марионетка, и все сразу увидят, что это – пустое место. Если это будет сильный человек, то он неминуемо вступит в конфликт с теми, что руководят из-за кулис, и захочет показать свою самостоятельность. И это тоже может привести к кризису.
История с Габуричем показала, что в Молдавии кресло премьера, может, и не электрический стул, но тоже место, где убивается репутация. Вот и выходит, что режиму лучше, чтобы этот пост занимал тот, у кого ее нет. В номенклатуре таких большинство, но их еще нужно убедить, что им нечего терять. Так что коалиции впору давать объявление: "Ищу премьера. Безразличного, беспринципного, безмолвного, без вредных советских привычек. И без шумной компании. Одинокому предоставляется кабинет". А вообще, премьеры здесь как песочные часы. Главное – успеть их поменять, чтобы время не остановилось. При этом власть сама выбирает момент, когда это сделать. Наверное, потому они так отстали от жизни.