Автор Михаил Шейнкман
"Подгнило что-то в Датском королевстве", – вслед за Шекспиром могут сообщить в ЕС. Но Ларс, премьер их, Расмуссен, хоть сам не Гамлет, ответит в том же духе: "Век расшатался – и скверней всего, что я рожден восстановить его!"
Не принц, но принцип датский. Свою задачу мнит он только в этом свете. В Старом. Хотя провозгласил ее не сам. Доверил другу. Министру иностранных дел. Тот, Йенсен, будучи в Берлине, на прозу перешел: Дания намерена со своей стороны вернуть погранконтроль для борьбы с нелегальной миграцией и контрабандой. Новичок в дипломатии – вступил в должность несколько дней назад – он уверяет, что это не противоречит европейскому законодательству. А потому ближайшие соседи – Германия и Швеция не должны обижаться. Возможно, ему просто не успели рассказать, что день открытых дверей в пределах ЕС – это навсегда. Это одна из основ. Тем более, если речь идет о Шенгене.
Но уже никто никуда не идет. Следить, говорят в Копенгагене, будем строго. Пусть, и не так, как тот же Расмуссен планировал четыре года назад. Он тогда тоже был премьером, и это тоже совпало с обострением миграционного кризиса в Евросоюзе. Дания объявила было о выделении 36 млн евро на укрепление госграниц и оборудование блокпостов, но через несколько месяцев дала задний ход. Умерить пыл ее заставили обвинения от партнеров по ЕС в нарушении Шенгенских соглашений.
Наверное, некоторые из них и сейчас не промолчат. Но в ситуации, когда в иных странах содружества незваных гостей гоняют водометами, Франция запирается из-за них от Италии, а прочие изощряются в поисках отговорок для отказа от приема мигрантов, кабинет Расмуссена очень даже может рассчитывать на понимание. Той же Великобритании, которая, по большому счету, стремится к тому же. А это уже лобби. Опять же в Дании пока не планируют доводить дело до смотровых вышек и колючей проволоки. Так, выборочная, но систематическая проверка автомобилей на КПП. Исключительно для внутреннего пользования.
И это не только о криминогенной обстановке. Хотя здесь полагают, что лидерством в антирейтинге ЕС по числу квартирных краж обязаны гастролерам из Восточной Европы. Это – и о соблюдении политического порядка. Правящие евроскептики из либерального союза "Венстре", чтобы удержать власть, так или иначе должны были потрафить правопопулистской Датской народной партии. Неожиданно получив большинство на досрочных парламентских выборах, она отказалась войти в коалицию премьера Расмуссена именно из-за того, что его подход к решению миграционной проблемы не показался ей радикальным. Аналитики сразу сказали: правительство меньшинства без ДНП создать можно, но без ее поддержки оно едва ли задержится. Оставалось только ждать, когда это поймет сам Расмуссен. Никто не думал, что это произойдет так скоро, и о погранконтроле заговорят уже через три дня после формирования кабмина. Лучше раньше, чем никогда.
Тему продолжает завсектором отдела европейских политических исследований ИМЭМО Константин Воронов.
– Дания уже пробовала со своей стороны вводить в Шенген границы. Насколько успешной окажется эта ее попытка?
– Сейчас в Европе девятый вал незаконной миграции, ситуация в корне изменилась. Причин побудительных значительно больше стало. Но дело в том, что здесь не только от позиции Дании зависит. Здесь зависит многое и от общей линии Евросоюза. Но уже многие страны, как мы знаем, предпринимают индивидуальные действия. Я боюсь, что вся эта иммиграционная политика ЕС может рухнуть из-за индивидуальных национальных действий стран-участниц.
– Новый кабинет, хоть и называют его правительством меньшинства, но отражает он превалирующее в Дании настроение евроскептицизма. Каких еще инициатив стоит ждать Брюсселю от Копенгагена?
– Я думаю, что Копенгаген будет вести себя достаточно аккуратно. Но все-таки действия датского правительства впишутся в общие рамки индивидуальных шагов стран ЕС. Они все-таки будут нарушать, но в рамках общей линии по усилению борьбы с незаконной миграцией.
Новому правительству – без году неделя, а недовольство им в ЕС уже в прямом смысле достигло границ. Там, похоже, и задержится. Хотя Европа и для Дании – одна на всех. Но даже в общем доме чья-то хата непременно с краю. А если эту прозу жизни соседи не поймут, все объяснит им тот же "Гамлет". "Тобою выбранных, испытанных друзей свяжи с собой, как обручем стальным. Но не мозоль ладони, первым встречным давая руку". "Не дай постели датских королей служить кровосмешенью и распутству!".