Автор Дмитрий Геер
Глобальная экономическая рецессия сильно ударила по испанской экономике. Упали доходы, урезаны социальные выплаты, все больше людей довольствуются временной или частичной занятостью. Не вызывают доверия и политические институты: в ноябре прошлого года безработица занимала первое место в списке проблем, которые беспокоили испанцев, а коррупция – на второй строчке.
На этом фоне, естественно, стали выходить на первый план вопросы, которые раньше менее всего занимали умы простых испанцев. Особенно громко о своих требованиях заявили каталонцы. Ведь национализм начал развиваться там еще в начале прошлого века. Тяжелым испытанием стали для них последствия гражданской войны 1936-1939 годов. Однако в 1978 была принята Конституция, которая позволила осуществить фактическую федерализацию и передать власть на уровень регионов. А в 1979 году каталонский язык получил статус официального. Немаловажную роль сыграли и экономические успехи каталонцев, продолжает заведующий сектором исследований Европейского союза ИМЭМО РАН Юрий Квашнин:
"Каталония является одним из главных регионов-доноров. При этом – это регион, который изначально был довольно обособлен. Там живет народ каталонцы, который не считает себя испанцами. В принципе, со всем с этим они могли как-то мириться, но им совершенно не хочется кормить остальные части Испании, которые являются намного более отсталыми. В Каталонии очень сильны настроения за отделение от Испании".
Но сепаратистские настроения формируются сегодня и в других регионах Испании. Значительное влияние на современный политический ландшафт страны оказали и выборы. Они показывают, что предотвратить развал Испании может только продуманная политика и соблюдение баланса между регионами и центром, заключает эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер:
"Сейчас совершенно преждевременно ставить вопрос о том, кто, куда и зачем отделится. Выборы 24 мая констатируют новую политическую реальность, которая возникла в стране. Резкое усилие сепаратистских тенденций заметно не только в Каталонии, где выборы в региональный совет пройдут осенью, но и в Валенсии, на Балеарских островах, на Канарских островах. Говорить о том, что Каталония сейчас представляет некое исключение в Испании, уже нельзя. Ситуация сдвинулась далеко. И тем силам, которые придут к власти по итогам этих выборов, а я думаю, что это будут коалиции между левыми и левоцентристскими и региональными партиями, им нужно определить то направление, в котором будет двигаться Испания, для того, чтобы обеспечить приемлемый и позитивный баланс между интересами регионов и интересами государства. Если это будет сделано в достаточно короткое время, то тогда идеи полного сепаратизма сами собой отойдут на второй план. Потому что права регионов и этнических общностей, которые есть в Испании, будут гарантироваться новым устройством страны. Если же этого не произойдет, то я могу предположить, что сепаратистские и регионалистские настроения будут только усиливаться".
Опереться же политики могут на своих избирателей, которые показали, что отделение становится для них менее привлекательным. Более того, за отношениями Мадрида и Барселоны сейчас следят не только в Испании, но и во всей Европе, продолжает Владимир Брутер:
"Сами избиратели Испании решили, что предыдущий порядок действий бессмыслен. На выборах в муниципальное собрание Барселоны победили не каталонские сепаратисты, не каталонские националисты, а объединенный список левых гражданских политических сил. Это означает, что и в Каталонии есть понимание того, что не стоит спешить с постановкой ультиматумов, вопросов о создании независимого государства. На мой взгляд, левые и региональные политические силы должны учредить новую Испанию. Испанию, где нет диктата Мадрида, в том числе в политических, культурных и экономических вопросах. Именно это и стало причиной напряжения между Барселоной и Мадридом".
Если же все-таки Мадрид не сможет найти в себе силы и договориться, то процесс отделения будет запущен. И тогда страну ожидает конституционная реформа, предупреждает Юрий Квашнин:
"Конституция Испании не предполагает возможности такого отделения. На этом основании каталонцам не дали провести референдум, как было сделано в Шотландии. Если бы такой референдум был проведен в Каталонии, то вероятность того, что Каталония все-таки отделилась бы от Испании, была бы велика. Но конституционно сделать это невозможно. Первый этап отделения Каталонии – это будет борьба за конституционную реформу в рамках Испании. И это может продлиться в течение очень продолжительного срока".
Однако эксперты уверены: если этот путь будет все-таки Испанией пройден до конца, многие в Европе захотят повторить этот пример и попробовать начать жизнь с чистого листа. И хотя сейчас в Испании наступила своеобразная передышка, что ждет страну зимой, если экономика так и будет выдавать плохие показатели, предсказать не берется пока никто.