Автор Дмитрий Геер
"Шестерка" международных посредников и Тегеран активно обсуждают вопрос о снятии санкций с Ирана. Наибольшее внимание уделяется тексту соглашения. И, как говорят в российском МИД, положительные сдвиги есть. Однако, не стоит забывать о том, что именно дискуссия о графике и порядке снятия международных санкций с Ирана пока остается одним из главных и нерешенных вопросов. Оптимисты верят, что текст соглашения будет готов уже к концу июня, пессимисты предупреждают: переговоры могут затянуться.
Пока что самые большие трудности вызывают вопросы и непосредственно самих санкций, и так называемых возможных военных измерений. Стороны не всегда находят взаимопонимание. Напомним, что по теме "возможных военных измерений" Иран ведет переговоры с представителями МАГАТЭ. Последние заявляют, что пока не получили из Тегерана исчерпывающую информацию. Но есть и хорошие новости: Иран и "шестерка" уже смогли договориться об одновременной отмене экономических и финансовых санкций, действующих в отношении страны. Кстати, долгое время этот вопрос был камнем преткновения: США требовали упразднять санкции поэтапно, а Иран считал, что отмена должна быть единовременной. Многие трудности, которые возникают сегодня на пути выхода из сложившейся вокруг Ирана ситуации, являются результатом нынешнего однополярного мира, уверен политолог Дмитрий Куликов:
"До тех пор, пока существовала так называемая двуполярная система, когда мировые проблемы, в основном, решались США и СССР, это еще каким-то образом решалось. Совместно могли повлиять и добиваться нераспространения ядерного оружия. В монополярной системе, на которую претендуют США, такая проблема решается плохо или совсем плохо. Вся ситуация вокруг Ирана ровно то нам и показывает. Миру нужно искать такую систему, в которой разные центры силы будут иметь равные права в мироустройстве. В такой системе решать проблему угрозы неконтролируемого распространения ядерного оружия вполне возможно".
Но пока американцы не собираются менять свою позицию и даже требуют, чтобы изначальные договоренности были расширены, добавляет шеф-редактор журнала "Современный Иран" Игорь Панкратенко:
"До срока, на который назначено подписание соглашения, начинаются, как и ожидалось, всевозможные сложности и препятствия. Во-первых, американская сторона настаивает на расширении соглашения. То есть речь идет уже не только о ядерной программе, но и о ракетной программе. О том, чтобы американские и международные эксперты имели право опрашивать лиц, занятых в иранской ядерной программе.
Иран же не собирается давать свое согласие на все условия Запада, которые касаются визитов инспекций МАГАТЭ на ядерные объекты страны. В Тегеране и раньше отмечали, что даже не хотят говорить о доступе инспекторов к иранским объектам, которые не относятся к ядерным проектам, продолжает Игорь Панкратенко:
"В свою очередь, Иран считает данные требования неприемлемыми. Верховный лидер Хаменеи заявил, что они унижают Иран и ни при каких обстоятельствах никому – ни международным экспертам, ни кому-либо еще – не будет предоставлена возможность допрашивать иранских ученых.
Фактически сегодня и Европа, и США оказались лицом к лицу с непростым выбором: с одной стороны, бизнесмены уже подсчитывают выгоду от контрактов с Ираном, которые станут возможны после снятия санкций, с другой – иранская история доказывает, как далеко не всегда совпадают интересы политиков и дипломатов разных стран. А еще мир наконец-то начинает понимать, что процесс введения санкций закручивается весьма быстро, а вот выход из этого режима занимает гораздо больше времени.