Автор Дмитрий Геер
Грузия уехала из Риги ни с чем. Саммит "Восточного партнерства" еще раз доказал, что ЕС не готов на какие-то решительные шаги, способные расширить так называемую свободную Европу. Даже Грузия, где английский язык уже стал чуть ли не домашним, так и не получила ничего конкретного от большого пирога под названием "безвизовый режим". Однако стало понятно, что совсем скоро она столкнется с конкретными проблемами в экономике.
Неудачный результат никак не разочаровал премьер-министра Ираклия Гарибашвили. Он поспешил заявить, что политическое решение принято – теперь дело за техническими процедурами. Хотя в ЕС опять напомнили Тбилиси о целом ряде условий. Ну а пока включен режим ожидания. К слову, такая же картина складывается и на пути вступления в НАТО, хотя прошедшие недавно учения должны были доказать обратное. Понятно, что увидеть себя в рядах Евросоюза грузинское руководство может только во сне. Порадовать их может только тот факт, что в этой "комнате ожидания" Грузия далеко не одна. Сегодня ЕС не готов идти на сближение со странами, где любят разыгрывать карты, как им самим кажется, неких территориальных проблем, отмечает заместитель заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Левченков:
"Не будем забывать о том, что у этих государств есть ряд нерешенных национально-территориальных конфликтов. Грузия не признает независимость Абхазии и Южной Осетии, считая их своей территорией. Украина не признает вхождение Крыма в состав РФ. У Молдовы конфликт с Приднестровьем, который сейчас обострился на фоне событий на Украине. Это все, конечно, сказалось на саммите "Восточного партнерства", который не показал какой бы то ни было эффективности с точки зрения подготовки всех этих государств к дальнейшему углублению интеграции с ЕС".
Да и сама канцлер ФРГ Ангела Меркель еще до саммита расставила все точки над "i": "Восточное партнерство" не является инструментом расширения Евросоюза. Возможно, именно поэтому ЕС не только не пытается образумить государства "Восточного партнерства", заставить их реально смотреть на вещи, а, наоборот, нашел еще одну возможность разыграть антироссийскую карту, подмечает политолог, член Молодежной общественной палаты России Михаил Синицын:
"ЕС сегодня не в состоянии предложить никаких адекватных моделей урегулирования тех территориальных проблем, которые, как считают, есть у Грузии. Потому что у нас нет проблем территориальных с Грузией, с Украиной. А ЕС вместо того, чтобы выступать в качестве нейтрального медиатора тех проблем, которые возникают, которые ставят страны "Восточного партнерства", занимает крайне политизированную позицию, идет на поводу у русофобских государств ЕС. Он не может выступать объективным игроком на этом поле. Тем более, он никак не может помочь Грузии в так называемой реинтеграции".
А вот сделать вид, что работа ведется якобы во благо грузинской экономике, ЕС может. И поэтому Европейская комиссия даже собирается оказать Грузии финансовую помощь. Это делается на основании заключенного соглашения о свободной торговле. Однако радоваться здесь нечему, заключает Михаил Синицын:
"Мы не увидели со стороны Европы на этом саммите каких-либо конкретных экономических предложений, которые могли бы быть предложены Грузии в качестве стимулов к этому сотрудничеству. Мы видим, что сняты запреты на ввоз грузинской продукции в Россию. Фактически альтернативы российскому рынку сегодня ЕС Грузии не предлагает. И это ощутили на себе грузинские фермеры, которые увидели, что их продукция уходит в Россию, нормально там распродается. Некоторые исследователи даже фиксируют рост пророссийских настроений. На саммите в Риге мы видели – одна политическая декларация, которая в очередной раз должна была показать именно политизированные аспекты этого саммита. А экономических аспектов там нет".
В Грузии все чаще раздаются голоса о том, что идея "Восточного партнерства" – обман. Ни о каком безвизовом режиме или быстром вступлении в ЕС речь никогда и не шла. Нынешний саммит в Риге еще раз доказал это. А, по словам экс-спикера парламента Нино Бурджанадзе, для реального вступления в ЕС Грузии понадобятся десятки лет и серьезная коррекция внешнего курса страны. А нынешние грузинские власти на эту роль не подходят ни по каким параметрам.