Автор Дмитрий Геер
В этом году исполнилось 45 лет с момента вступления в силу Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Сегодня он объединяет 190 государств. Но пока за его пределами остаются Индия, Пакистан, Израиль, а КНДР уже успела заявить о выходе.
В конце 60-х годов прошлого века этот документ был подготовлен комитетом ООН по разоружению и одобрен Генеральной Ассамблеей ООН. На сегодняшний день он является одним из опорных обязательств, которые стоят на страже международной безопасности. Его основные положения – не допустить распространения ядерного оружия и создать благоприятные возможности на пути мирного использования ядерной энергии. В обязанности подписавших этот договор входит и полный обмен любыми материалами, оборудованием, а также научной и технической информацией. Особо прописано, что те страны, которые не обладают ядерным оружием, обязаны не принимать его от других государств, не производить самим, а также не помогать другим в этих разработках. Возможно, именно этот пункт и не нравится тем странам, которые обладают потенциалом, но не хотят подписывать документ, отмечает директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев:
"Израиль, Индия и Пакистан не стали подписывать ДНЯО, мотивируя это тем, что этот договор не является равноправным, что, согласно ему, официальные ядерные государства имеют больше преимуществ по сравнению с теми государствами, кто является неядерным по этому договору. Некоторые даже называют это "ядерным апартеидом"".
Кстати, и вопрос нераспространения в этих государствах пока не решен до конца. И это не может удовлетворять мировое сообщество, добавляет директор программы ПИР-Центра "Россия и ядерное нераспространение" Андрей Баклицкий:
"С ними – сложнее, но все эти страны заявляют и стараются прикладывать усилия, чтобы их ядерные технологии за пределы стран не выходили. В случае с Индией и Израилем это хорошо работает, в случае с Пакистаном – не очень. Но Пакистан тоже, особенно в последнее время, заявляет, что он прикладывает все усилия для того, чтобы его ядерные технологии оставались только у него и в другие страны не передавались".
Вместе с тем, эксперты не исключают, что почти все эти страны могут в любой момент поставить свою подпись под документом. И именно по этому пути уже начинает движение Индия. На сегодняшний день Индия уже поставила свои многие предприятия гражданского сектора в ядерной сфере под контроль МАГАТЭ. Напомним, что по Договору контроль за нераспространением проводится как раз при помощи МАГАТЭ. А каждое государство-участник ДНЯО, не обладающее ядерным оружием, должно заключить с МАГАТЭ соглашение.
Эксперты не исключают, что по этому пути может пойти и Пакистан. С Израилем вопрос сложнее: на данный момент у них просто нет объектов, которые он может поставить под контроль МАГАТЭ.
Другим еще более сложным вопросом для современного мира остается угроза так называемых "грязных бомб", напоминает Андрей Баклицкий:
"Грязная бомба – это простейший вид радиологического оружия. Это не ядерное оружие. Вы берете любой делящийся материал радиоактивный и вкладываете его в обычную взрывчатку. Когда происходит обычный взрыв, эти ядерные материалы разбрасываются по определенной площади, вызывая радиоактивное заражение. Никакой добавочной силы взрыву это не создает. Но это создает панику, это создает поражение территории. И именно в этом контексте это выглядит привлекательно для террористов".
Именно тот факт, что террористы могут использовать любые ядерные отходы, и несет сегодня наибольшую угрозу человечеству. Это означает, что каждая страна, которая обладает ядерными технологиями, должна со всей ответственностью относиться к хранению ядерных отходов и сделать так, чтобы доступ к радиоактивным источникам был перекрыт везде без исключений. И достичь этого можно только совместными усилиями.