Автор Михаил Шейнкман
Видимо, латвийские стратеги неправильно поняли Наполеона. Когда он говорил, что главное ввязаться в войну, у него уже была армия. У этих же – есть лишь закон о мобилизации. Применить его впервые они собираются в октябре. Правда, еще не знают, к кому именно. Все уже разбежались и попрятались. Как сказал глава Национальных вооруженных сил Латвии Раймонд Граубе, Министерству обороны приходится активно заниматься поиском тысяч резервистов. "Спасибо, что сказал", – могут ответить ему те самые лица мужского пола от 18 до 55 лет, на которых объявлена охота. В их случае, предупрежден – значит, не вооружен.
Причем, кажется, что власти того и хотят, что отбить у гражданских желание становиться в ружье. Мало того, что отпугивают их бесплатной службой – Граубе объявил, что за счастье поучаствовать в военных маневрах вместе с американскими и прочими солдатами НАТО денег не дают. Так еще и сами предлагают пути отступления. Как признают в Минобороны, и их скауты-вербовщики, и латвийские законы о призыве, и все призывы вообще бессильны в странах ЕС. Поэтому, если прежде латвийские мужчины искали там только работу, теперь, надо полагать, станут еще и убежище.
Не добавит потенциальным "партизанам" патриотической мотивации и откровения полпреда Латвии при НАТО Мариса Риекстиньша. Тот признал, что ни сейчас, ни в обозримом будущем республике ничего не угрожает. Какой смысл тогда заковывать себя в сапоги, могут решить даже те, кто, на самом деле, не желает родине зла.
Создается ощущение, что режим для того и выдумал эту мобилизацию, чтобы ее сорвать. И уже потом со словами "мы сделали все, что могли" вновь нижайше попросить США увеличить свое присутствие. А то пока Пентагон не ведется. Утверждает, что Латвии неплохо бы и самой палец о палец ударить. А она ему, мол, "служить бы рад, да некому". Между прочим, сам по себе закон о всеобщем наборе в армию – это очень по-прибалтийски. И означает он, что надежд на регулярные части никаких, поэтому власти и вспоминают боевой опыт "лесных братьев". У тех, ведь, тоже была задача прислуживать фашистам и бить в спину. И совсем не обязательно Красную Армию. Можно было и мирных граждан. Причем, даже не за то, что поддерживали советских солдат, а за то, что могли сделать это, в принципе.
В нынешней Латвии все не так драматично. Однако и вооруженные чужестранцы уже ведут себя здесь по-хозяйски, и часть населения уже вполне "заслуживает" карательных операций. Не хватает только освободителей. Но простые латвийские парни не в пример штатным "полководцам" показывают себя гораздо более дальновидными стратегами. Они спасаются бегством заблаговременно.
Из Риги сопредседатель альянса русских партий Мирослав Митрофанов.
– Если Латвии, как сказал ее представитель в НАТО, Россия не угрожает, зачем же ей понадобилась всеобщая мобилизация, тем более, когда мобилизовывать уже некого?
– Всеобщая мобилизация нужна не Латвии, как стране, а нужна правящим политикам для того, чтобы успокоить избирателей. Якобы предпринимаются какие-то действия, которые волшебным образом могут защитить Латвию в каком-то гипотетическом мировом конфликте. Хотя, конечно, это обман и самообман. Никакая мобилизация никакую Латвию спасти не может. Но, к сожалению, не хватает интеллектуальных возможностей и жизненной мудрости, чтобы понять этот простейший факт. Что касается возможности кого-то мобилизовать, то сейчас в Вооруженных силах Латвии, которые формируются на профессиональной основе, сохраняются вакантные места. То есть, если не хватает людей даже на профессиональную армию, то, конечно же, разговоры о призывной армии являются чистой демагогией и тактикой самоуспокоения.
– Судя по первым словам нового президента, он планирует быть более прагматичным в отношениях с Москвой. Насколько ему это удастся, и позволят ли ему снизить градус антироссийской истерии? Ведь и мобилизация – это производное от нее.
– Не надо преувеличивать конструктивного настроя. Поскольку полностью реализовать возможность налаживания прагматичных отношений с Россией президент Латвии сможет, если ему позволит это политическая элита страны, только после того, как будет изменен подход ЕС, НАТО и США. То есть, никакая сепаратная внешняя политика в этом вопросе для президента Латвии, для страны в целом – невозможна.
Латвия еще не успела понять, какого президента она получила неделю назад. Но, судя по его прошлому, Раймонд Вейонис – это как раз то, что ей нужно. И не потому, что Верховным главнокомандующим стал министр обороны, а потому, что у него диплом учителя биологии. Ведь и процессы здесь, скорее, не политические, а биологические, и вражда с Россией – это у них в природе. А он точно в курсе, что такое животный страх, откуда уши растут и как быть "овощем". Иных знаний в их военном деле американцы от прибалтов и не требуют.