Автор Михаил Шейнкман
В растерянных чувствах британский парламент приступал сегодня ко второму чтению законопроекта о референдуме по отношениям с ЕС. Это премьер Кэмерон окончательно всех запутал раздвоением личности. В начале, по сути, ответом на вопрос плебисцита "Должно ли Соединенное королевство остаться членом Европейского союза?" пообещал уволить всех министров-евроскептиков.
"Если вы хотите быть членом кабинета, вы должны согласиться, что нам нужно провести новые переговоры с ЕС, организовать референдум, что приведет к успешному результату", – процитировала его британская The Telegraph. На всякий случай уточнив у правительственного источника, что премьер действительно намерен избавиться от сторонников выхода из Евросоюза. Таких набралось, по меньшей мере, пять человек, в том числе министры иностранных дел, юстиции и труда. Однако уже на следующий день лидер консерваторов взял свои слова обратно. "Совершенно ясно, что то, что я сказал, было неправильно понято. Я совершенно точно говорил о процессе пересмотра условий договора с ЕС", – оправдался он. Хотя из этого следовало только то, что об отставках он говорил не так точно. Что, собственно, и позволяет ему теперь идти в отказ.
Любопытно, что оба заявления прозвучали в Баварии, на полях саммита "Семерки". Словно Кэмерон потому и делал их на расстоянии от дома, чтобы иметь возможность увернуться от отдачи ссылкой на то, что не так донесли или не так дошло. Хотя британская общественность успела среагировать негативом. Все-таки референдум тори обещают провести до конца 2017 года, а ненужный фон под него создают уже сейчас. Кэмерона, месяц назад победившего на выборах во многом благодаря еврожесткости, заподозрили в лицемерии. В Британии полагают, что именно в первый раз он и сказал то, что хотел сказать.
Обама: ведь это после разговора с президентом США премьер вдруг разговорился. А хозяин Белого дома настоятельно рекомендовал партнеру остаться в ЕС. Штатам невыгодно терять такого агента влияния в Евросоюзе. Вполне естественно, что Кэмерон настолько проникся этой "просьбой", что тут же нашел, на ком сорваться. И лишь потом ему из Лондона подсказали, что переборщил. Отыграл назад. Но на родине уже подумали, что это его не журналисты сейчас, а избиратели 7 мая не так поняли.
Продолжит тему эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер.
– Какой все-таки Кэмерон настоящий: когда грозится уволить евроскептиков или когда берет свои слова обратно?
– Я думаю, что ни тот, ни другой. Позиция Кэмерона по референдуму – сплошь конъюнктурная. Кэмерону выгодно говорить о референдуме, чтобы выиграть выборы, он о нем и говорит. Не выгодно будет говорить, будет пытаться эту тему снижать. Будет он понимать, что отказ от референдума означает падение его правительства, будет опять говорить о референдуме. Кэмерон не заинтересован в проведении референдума, не заинтересован в победе референдума и не заинтересован в поражении референдума. Он заинтересован в том, чтобы проведением такого референдума шантажировать власти ЕС и добиться от них необходимых уступок.
– Насколько эта позиция реализуема? И насколько она отвечает запросам британского общества?
– Безусловно, британское общество будет довольно, когда Великобритания добьется от ЕС односторонних уступок. Вопрос только в том, что пойдя навстречу Великобритании, Европейский союз, во-первых, нарушит свои принципы. Во-вторых, нарушит свои юридические основы. В-третьих, если ЕС пойдет навстречу одним, он вынужден будет пойти навстречу другим, и тогда это станет проблемой само по себе.
На самом деле, нелогично увольнять и предоставлять свободу действий политикам, которые, будучи в правительстве, без контроля и шага в сторону от ЕС ступить не смогут. Но неизвестно, что конкретно посоветовал Обама. Зато известно, как слушается его Кэмерон. Министру иностранных дел Британии – точно. По крайней мере, Хаммонд – по данным The Telegraph, он тоже в "черном списке" – показал, что понял премьера, как надо, и сразу присягнул на верность… Вашингтону.
Там лишь заговорили о возможности размещения в Европе ракет наземного базирования, а Форин Офис уже объявил, что готов их принять у себя. И вроде бы не его компетенция – в этом деле лезть вперед батьки в пекло. Но, что такое батька, если все решает "братан". С недавних пор Обама велел Кэмерону так себя называть. Хаммонд же доказал, что и оставаясь евроскептиком, можно быть "проамериканцем". А иного США и от еврооптимистов не требуют.