Автор Дмитрий Геер
Соединенные Штаты проигрывают по всем фронтам. С тем, что Европа все чаще демонстрирует США, как она не хочет пускать их в решение своих проблем, в Вашингтоне уже привыкли смиряться. Куда более сильным ударом оказалось сопротивление и на своем полушарии. Роль более старшего и мудрого теперь приходится менять на равного. И смотреть на то, как Латинская Америка учится принимать решения и действовать самостоятельно.
Культ силы в Западном полушарии американцы укрепили еще в 1823 году, приняв так называемую "доктрину Монро". В своем ежегодном послании пятый президент США провозгласил: "Американские континенты в настоящее время не могут рассматриваться как объекты для будущей колонизации какой-либо державы". Обозначив независимость от Европы, Джеймс Монро фактически на долгие годы закрепил за Америкой право решать все вопросы самостоятельно. И хотя сегодня – это уже история, Америка очень хорошо помнит те времена, заключает директор научно-информационного центра Института Латинской Америки РАН Александр Харламенко:
"Официально США заявляли в последние годы, что они ее не придерживаются. И не удивительно: слишком много воды утекло с тех пор. Речь шла о том, что США не допустят вмешательства в дела Западного полушария какой-либо страны Старого Света. Тогда еще шла речь об ответном вмешательстве США в дела Старого Света. Но поскольку уже около ста лет это вмешательство стало реальностью, то возникает явная асимметрия".
Захват власти был искусно прикрыт правом единолично охранять американский континент, а желание вмешиваться в дела любой латиноамериканской страны оправдывало право грабить и эксплуатировать все государства Западного полушария. К чести этих стран надо сказать, что сегодня никто из них не сомневается, что на самом деле стоит за пристальной заботой США, продолжает Александр Харламенко:
"В Латинской Америке не без основания всегда рассматривали эту доктрину как обоснование особых прав США на решение всех вопросов Западного полушария. Без учета мнения соседей. И расшифровывали принцип "Америка для американцев", как – "для североамериканцев".
И поэтому уже в прошлом веке многие страны Латинской Америки пытались избавиться от заботы США и постепенно развиваться в том ключе, который они считают для себя наиболее выгодным. Нередко подобное поведение приводило к обострению отношений с Вашингтоном. Однако многие страны это не останавливает. Америка же использует самые разнообразные элементы давления, забывая даже об элементарных приличиях, заключает научный сотрудник отдела евроатлантических и оборонных исследований РИСИ Сергей Михайлов:
"Основным направлением американского жесткого давления является Венесуэла, как главный центр антиамериканского движения в Латинской Америке. Очень непростые отношения складываются с Бразилией. Особенно после того, как выяснилось, что США прослушивали разговоры бразильского президента. И Бразилия, будучи страной, которая претендует на все большую самостоятельность и значимую роль в международных отношениях, поняла для себя, что США проводят откровенно нечестную конкурентную политику в отношении их".
Итогом этого противостояния, несомненно, станут новые потери США. Политика давления оборачивается и сокращением числа союзников, и сворачиванием экономических проектов. Пока же в Вашингтоне то ли не хотят мириться с потерей влияния среди соседей, то ли стараются не замечать эту проблему. Как упорно не видят и того, что страны Латинской Америки уже не скрывают: их интерес все чаще направлен на контакты с Россией и Китаем.