Автор Михаил Шейнкман
"Хватит Скопье ломать" – все-таки решили в Македонии и отложили внутренние разборки до апреля 2016. Лидеры политических сил сошлись на проведении досрочных парламентских выборов. Об этом сообщил журналистам еврокомиссар по вопросам расширения и политике добрососедства Йоханнес Хан после почти 9 часов общения правительства и оппозиции.
Республике предстоит, пожалуй, самая длинная в ее истории избирательная кампания. Непримиримые соперники теперь будут работать исключительно на нее. Впрочем, работать – это про власть, остальные – за ней следить и все записывать. Хотя поэтому и она особо упираться не станет, чтобы не давать повода. Один раз уже захотела помочь стране участием в российском газовом проекте "Турецкий поток". Протест, майдан, ЕС, фонд Сороса. Все, как учили. Премьер Груевский пока устоял. Лично для него, впрочем, досрочные выборы не намного лучше, чем переворот. Разве что позже.
На всякий случай ему уже рекомендуют изучать печальный опыт Януковича. Тот тоже думал, что договорился, да вовремя сбежал. А ведь у него в посредниках были министры иностранных дел Германии, Франции и Польши. Здесь – только еврокомиссар. Либо ситуация еще не та, чтобы подключались более серьезные люди. Либо Македония – не Украина. Либо после Украины евроВИПы уже не рискуют за что-либо отвечать. И не то, чтобы доверять местной оппозиции тоже нельзя. Но если "цветные революции" начинаются, значит это кому-нибудь нужно – довести их до конца. И этот "кто-то", как правило, не участвует в переговорах. "Подначивает" деньгами, пряниками, инструкциями.
Любопытно, что сами лидеры политических сил ни словом не обмолвились о компромиссе, предоставив это Хану. Не исключено, что из уважения к его статусу. Но, скорее всего, чтобы не выдавать своего истинного отношения к этой "радостной" новости. Для каждого из них она чревата. Никола Груевский теряет несколько лет власти. Его оппонент Зоран Заев теряет инициативу. И это, быть может, даже серьезней. Бунт – это скоропортящийся продукт. Если им не воспользоваться вовремя, надо готовить новый. Но из того же материала. А это уже б\у.
К тому же длительный протест надо чем-то мотивировать. И не только материально – с этим у бизнесмена Заева проблем нет. Если что, то не перевелись еще в США транспортные самолеты и ящики для долларов. Вышлют. Но необходимо поддерживать и эмоциональный фон. Однако делать это в течение десяти месяцев на том, что и сейчас уже не сработало, едва ли удастся. Тем более если Груевский постарается быть паинькой и не расширять список противопоказаний.
Насколько это ему удастся, рассуждает директор Центра по изучению современного балканского кризиса Елена Гуськова.
– Не торопятся ли те эксперты, которые пытаются усмотреть в досрочных выборах вероятность разрешения македонского кризиса?
– Во-первых, до конца еще македонские стороны не договорились. Манифестации в городе продолжаются, противостояние тоже. У оппозиции существуют две линии: кроме досрочных выборов, еще и создание переходного правительства до апреля 2016 года. Чтобы нынешнее правительство ушло. Поэтому будут продолжаться долгие и очень трудные переговоры. Нынешний кабинет пошел на уступки, но никаких разговоров о новом правительстве вести не готов. В общем, напряженность будет оставаться.
– Можно ли говорить о том, что Запад свой вопрос в Македонии уже решил? Как в Черногории. Она при любом исходе выборов уже не будет пророссийской.
– Думаю, что нет. Еврокомиссар Хан сразу же поехал в Соединенные Штаты Америки. Видимо, консультироваться по поводу дальнейшего переговорного процесса. Дело в том, что говорить об ориентации Македонии на Россию не следует. То, что вызвало такую бурю в Европе (решение участвовать в проекте "Турецкий поток"), было сделано от чистого сердца в интересах Македонии. Нынешний жест правящей партии с досрочными выборами сделан исключительно под давлением Европы и США. А Россия – в сердце македонцев. Но Европа, конечно, им тут же указала на свое место.
Все внутренние политические расклады в Македонии могут оказаться лишь возней в песочнице под присмотром строгого Хана. "Говорящее" участие еврокомиссара – это и есть признак того, что республика прочно попала под внешнее управление. Это не значит, что Николе Груевскому не позволят переизбраться. Это значит, что Скопье уже в любом случае не разрешат быть прежним. Премьер Сербии Александр Вучич тоже ведь не сразу пообещал США "прислушиваться" к их советам насчет отношений с Россией.