Председатель правительства Сербии Александр Вучич отправляется во вторник, 2 июня, с трехдневным визитом в США для переговоров о развитии политического и экономического сотрудничества. Основные темы встреч – председательство Сербии в ОБСЕ, Косово, российское присутствие на Балканах, альтернатива проекту "Южный поток", взаимодействие Сербии с НАТО. Визит Вучича в США, который станет для него первым в статусе председателя правительства, пройдет на фоне давления западных стран на Сербию в связи с ее отказом от введения антироссийских санкций.
Сербские власти сейчас находятся в достаточно сложной ситуации, в которой у них нет возможностей избежать серьезных нотаций "свыше", считает главный экономист инвестиционной группы "Евро Инвест" Владимир Рожанковский.
"Сербия оказалась, равно как и несколько других стран Евросоюза, достаточно в щекотливом положении. Часто также приводят в качестве примеров Венгрию, Чехию, которые не совсем в ладах с Брюсселем. И я так понимаю, что есть возможность у Вашингтона, есть определенные точки давления, когда он может вызвать "на ковер" отдельных участников ЕС", – сказал Владимир Рожанковский в эфире радио Sputnik.
По его мнению, неготовность Сербии порвать связи с Россией вызывает колебания у ряда других европейских стран и требует дополнительной "настройки" со стороны Соединенных Штатов.
"Если не называть это "промыванием мозгов", то, по крайней мере, это необходимо для проведения, скажем, "согласования музыкальных тональностей", – сказал эксперт.
В то же время, у Сербии есть все основания отстаивать именно свою "тональность", полагает он.
"Им сейчас действительно очень непросто. Экономика переживает тяжелые времена. Она моноцентрична, зависит от сельскохозяйственного сектора. Крупных производственных предприятий нет. Стандартная ситуация: страны бывшего СЭВ (Совета экономической взаимопомощи), вступая в Евросоюз, теряют большие части своей экономики", – отметил Владимир Рожанковский.
По его мнению, антироссийским призывам и требованиям, продиктованным интересами США, можно было бы противопоставить реальные цифры возможных сербских потерь от разрыва сотрудничества с Россией.
"Здесь необходимо было бы сыграть прагматическую игру с Вашингтоном. Условно говоря, если Сербия получит какие-то конкретные предложения от РФ в связи с "Турецким потоком", например, или по возможному увеличению экспорта в Россию, то нужно рассчитать все в конкретных цифрах и положить на переговорный стол, показав потери в случае отказа от сотрудничества с Москвой. И посмотреть, что Вашингтон в ответ может предложить Сербии. Конкретно-то не Вашингтон, должен Брюссель предлагать. Но тут кто главный – всем понятно", – заключил Владимир Рожанковский.