Автор Михаил Шейнкман
Кем уж они себя возомнили, "японским городовым" или кем еще, но ведут себя с суверенным государством, как с ребенком. Не пускают к соседям и не разрешают друзей водить в дом. Вашингтону осталось только лишить Токио сладкого и поставить в угол. Хотя в Стране восходящего солнца и так называют американский диктат слишком назойливым. Впрочем, стремление США управлять внешней политикой Японии – это не новость. Новость, что в Японии начали обращать на это внимание.
Публично – лишь информационное агентство Киодо. Это оно накануне опубликовало разгромный комментарий об откровенном давлении Белого дома на кабинет Синдзо Абэ. Ранее, например, именно Киодо первым сообщило об отказе японского премьера поехать в Москву на День Победы еще до того, как его сановники в этом признались официально. То есть, это источник, заслуживающий доверия власти говорить то, что она в силу разных обстоятельств пока озвучить не может. В этот раз, правда, чиновники вряд ли вслух согласятся с тем, что им уже порядком поднадоело покровительство Вашингтона. Все-таки – стратегический союзник.
Но это они, вопреки его контролю, приняли такие "антироссийские санкции", что в итоге сохранили товарооборот с Россией на уровне рекордных 30 млрд долларов в год. И это они на прошлой неделе встречали председателя Госдумы Сергея Нарышкина так, как едва ли приняли бы какого-нибудь спикера конгресса США или ему подобного сената. Это, конечно, было традиционное японское гостеприимство, а совсем не желание оправдаться за отсутствие Синдзо Абэ на Параде в Москве. Но потому премьер и принял Нарышкина лично, чтобы тот передал кому надо в Кремле, что гостеприимство – это по-прежнему традиция.
Хотя прошлой осенью визит Путина в Токио уже не состоялся. Но это значит, что к нему было время лучше подготовиться, – возможно, дал понять Абэ Нарышкину. США он поставил в известность раньше, когда гостил там в апреле. Вероятно, рассчитывал, что Белый дом оценит его отказ от 9 мая на Красной площади разрешением встретиться с Путиным в Токио. Обама сразу сказал, что не в восторге. Затем Вашингтон то признавал за Японией право принимать у себя российского президента, то отказывал ей в этом. 20 мая представитель госдепа Мари Харф заявила, что не видит причин для возражений. На следующий день помощник госсекретаря Дэниел Расселл предупредил Токио, что ему не следует вести дела с Москвой, как обычно.
А Абэ и не хочет, как обычно. "Я полон желания поднять отношения на новый уровень", – признался он в послании к участникам российско-японского форума в Токио. Он назывался "Точки соприкосновения". Это, видимо, для тех, кто хотел поставить на этих отношениях одну жирную точку.
Продолжает тему ведущий научный сотрудник Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Виктор Павлятенко.
– Япония впервые открыто возмутилась давлением США. Насколько это перспективно и не ограничит ли она свое недовольство только этим?
– Скорее всего, ограничится такими заявлениями и не более того. Связь Японии с США с точки зрения безопасности и прочего во много раз сильнее, чем с Россией. А ставить на кон дружбу с Соединенными Штатами – это вряд ли. К этому надо относиться осторожно и не питать каких-то иллюзий относительно конечных результатов таких заявлений.
– Тем не менее, судя по всему, визит Путина для Токио – это момент принципиальный. На что готов пойти Абэ ради того, чтобы принять российского президента у себя?
– Японцы хотят использовать ситуацию и решить в свою пользу территориальные претензии. Но даже если состоится этот визит, то никакого решения по этому вопросу, безусловно, не будет. Какие-то могут быть решения в отношении сроков заключения мирного договора. Некоторая повестка дня. И не более.
Если всегда считалось, что лишь проблема "северных территорий" – так в Японии называют наши Южные Курилы – мешает отношениям, то теперь к ней добавилась еще и проблема территорий западных. Причем, в отличие от островов, относительно местоположения США у Москвы и Токио точно нет расхождений. Курилы между нами, а Соединенные Штаты одинаково далеки.
Белый дом – в откровенном замешательстве. У него Европа от рук отбивается, так еще и Япония характер показывает. А ведь без нее и к Китаю не подобраться, и в ней самой не устоять. Народное возмущение военной базой США на Окинаве достигает уже критического максимума. И проявить бы Штатам деликатность. Но она им не свойственна. Поэтому на ближайшей встрече "семерки" в Германии Абэ, видимо, предстоит тяжелый разговор с Обамой. Заочно ему уже сказали, что не стоит отбиваться от коллектива. А ему-то снятся острова. Абэ, конечно, понимает, что визит Путина не решит проблему Курил сразу. Но знает также, что без него ее не решить совсем.