Автор Наталья Быстрова
Выбор жюри Каннского кинофестиваля удивил многих. "Золотая пальмовая ветвь" указала на "Дипана" – французскую социальную драму о нелегальных мигрантах.
С тех пор как во Франции, а еще раньше в Германии и Великобритании признали провал доктрины мультикультурализма, мигрантов в Европе стало лишь больше. Безуспешно борясь с собственным неблагополучием, они порождают массу проблем и… все новые сюжеты для киносценариев. Кажется, кинематограф – единственный выигравший в этой безнадежной ситуации. Фильмов о мигрантах, эмигрантах и иммигрантах в последнее время – на любой вкус.
Год назад в той же Франции вышла картина "Самба" о сенегальце, которого преследуют неудачи с трудоустройством на протяжении десяти лет жизни в Пятой республике. И если эмигрантам из Индии повезло во французском Провансе – в фильме "Пряности и страсти" они открыли собственное кафе – то в швейцарской ленте "Спецрейс" описан страшный сон нелегалов: жизнь в административной тюрьме в ожидании депортации. Список нетрудно продолжить, в том числе и по каннской афише с ее почти всегда звучными именами.
Так, в 2008 году, когда мультикультурализм еще не сошел с повестки дня, братья Дарденн представили на кинофестивале "Молчание Лорны". История албанской девушки, которая вступила в фиктивный брак с наркоманом ради бельгийского гражданства, получила приз. Причем, что характерно, за лучший сценарий. Нынешний триумфатор и мэтр Жак Одиар тоже уже вытаскивал счастливый билет благодаря мигрантам: в 2009 его "Пророк" – фильм об арабском юноше во французской тюрьме – удостоился в Каннах Гран-при.
За "Дипана" голосовала, прежде всего, каннская судейская верхушка – братья Коэны во главе фестивального жюри. Может быть, знаменитым режиссерам из США показалось, что не так уж далеки, как принято считать, идеи европейского мультикультурализма и американского "плавильного котла"? Хотя бы потому, что котел тоже треснул.