Автор Михаил Шейнкман
Если даже Куба с Америкой восстанавливают дипломатические отношения, то Киргизии с Белоруссией и вовсе не пристало ждать полвека. Тем более что между ними нет неразрешимых идеологических и мировоззренческих противоречий. Живут в одном геополитическом пространстве и, по сути, уже одной евразийской перспективой. Да и не разговаривают напрямую между собой всего-то три года. Еще не "закостенели". Так размышлял президент Атамбаев или нет, но своего посла в Минск он все-таки решил вернуть.
В августе 2012-го его отозвали для консультаций. Тогда между партнерами по всем постсоветским форматам даже не кошка, а человек пробежал. Точнее, сбежал. И не один.
Официальный Бишкек отважился на дипломатический демарш после появления в интернете фотографий младшего брата экс-президента Киргизии Курманбека Бакиева – Жаныбека – в одном из минских кафе. Оба на родине получили пожизненный срок за расстрел участников митинга в апреле 2010 года. А Жаныбек, возглавлявший службу госохраны, признан еще и причастным к организации двух заказных убийств. Оба объявлены в международный розыск.
Хотя и до этого снимка Бишкек знал, где надо искать. Но с появлением доказательства привязки к местности потребовал от Минска экстрадиции официально. Дальше – отказ, скандал, слово за слово, испорченные отношения. И ладно бы Лукашенко просто предоставил убежище беглому экс-президенту и его родственникам. А то ведь подчеркивал, что делает это именно потому, что сомневается в легитимности его сменщиков. А это Атамбаев не мог воспринимать иначе, как переход на личности.
Ни Астана, ни Москва не вступали в конфликт, предоставив сторонам возможность самим разобраться между собой. Конечно, в кулуарах, как говорят, иной раз и звучало: "девочки, не ссорьтесь". Но, скорее, как дежурная рекомендация, нежели распоряжение.
Формально каждый из них мог считать себя правым. Лукашенко напоминал, что Россия при схожих обстоятельствах приютила у себя первого изгнанного президента Киргизии Акаева, и вместе с Казахстаном, по сути, вырвала из рук мятежников и вывезла из страны семейство Бакиева. Атамбаев руководствовался постановлением суда. На общих сборах они чаще всего не здоровались. И даже не всегда встречались. В октябре 2013-го Атамбаев отказался приехать в Минск на Высший совет глав государств Таможенного союза, несмотря на то, что там обсуждалась перспектива вступления в него Киргизии.
Кстати, вероятней всего, именно потому, что она уже не обсуждается, Атамбаев и решил, наконец, восстановить с Минском дипломатию в полном объеме. Примирение, видимо, стало одним из политических условий вхождения Киргизии в ЕАЭС. Как минимум, со стороны Белоруссии. Все-таки ее парламенту и президенту тоже предстоит ратифицировать договор о присоединении нового участника. Сам Атамбаев, между прочим, свой закон о вступлении подписал в конце прошлой недели. Надо полагать, Бишкек уже не смущает, что его посол в Минске может нечаянно наткнуться на одного из Бакиевых.
Любопытно, какие действия в этом случае предпишет ему дипломатический этикет? Об этом – предположения киргизского политолога Марата Казакбаева.
– Можно ли говорить о том, что возвращение посла в Белоруссию – это "вступительный взнос" Киргизии в Евразийский союз? Значит ли это, что Бишкек смирился с тем, что Бакиева ему из Минска все равно не достать?
– В какой-то мере, да. Когда Кыргызстан подписывал соглашение о вступлении в ЕАЭС, отдельно прошли кыргызско-белорусские переговоры. Известно, что готовится отдельное соглашение по оптимизации торгово-экономических отношений между двумя странами. Кыргызстан конкретно не говорит, что все вопросы по Бакиеву закрыты. Но нам необходимо, конечно, построить нормальные экономические отношения со всеми странами ЕАЭС. В том числе, и с Белоруссией.
– Как страна отнесется к тому, что Бишкек, по сути, "простил" экс-президента Минску?
– Нет, он не "простил". В первую очередь, общественные организации требуют справедливого наказания и постоянно раскачивают власть. И сам президент вынужден под этим давлением заставлять прокуратуру возобновлять процесс экстрадиции. Эта тема будет присутствовать в любом случае одним из проблемных вопросов двусторонних отношений. Бакиев по-прежнему остается. Но мне кажется, Бишкек уже понимает, что вопрос тупиковый.
Решение Атамбаева вернуть посла в Белоруссию, наверное, не означает отказа от требований к Минску вернуть Бакиева в Киргизию. Но президенту еще надо будет убедить в этом избирателя. Осенью в стране – парламентские выборы, и далеко не все здесь захотят увидеть в его решении проявление гибкости и здравомыслия. А скажут о малодушии и принципиальных уступках, на которые вынужден идти Бишкек ради Евразийского союза. Хотя очевидно, что в этом случае, лучше синица в руках. Тем более, альтернатива ей – всего лишь Бакиев в клетке.