Автор Ася Гром
Россия – постоянный член ООН, и, значит, на ее плечи ложится в полной мере и ответственность за сохранение мира и безопасности на Земле. Уже не раз российские военные вместе с представителями других стран помогали ликвидировать очаги напряженности. Операции на территории бывшей Югославии, в Африке, в ближайшем зарубежье доказали, что российские военные могут выполнять непростую миссию поддержания мира там, где от одного необдуманного шага могла бы разгореться самая настоящая бойня. Не менее важной остается и работа наблюдателей, которых Россия по линии ООН направляет на Ближний Восток, в Западную Сахару, Судан и другие страны.
Основная цель миротворческой работы ООН – предотвращать и по необходимости ликвидировать угрозы миру. Далеко не всегда этого можно достичь только мерами экономического или политического характера. Нередко приходится прибегать и к принудительным действиям. Россия принимает самое активное участие в миротворческих операциях под эгидой ООН и придерживается основного принципа: решение об использовании и финансировании миротворческих операций должно приниматься Советом безопасности организации. Многочисленные примеры доказывают: слаженная работа миротворцев из России позволяет спасти жизни тысяч человек, отмечает кандидат политических наук, лидер Евразийского союза молодежи Александр Бовдунов:
"Эффективность наших миротворцев зависит от многих факторов. В первую очередь, это факторы, которые можно назвать политическими: статус миротворческих сил, кем проводится операция, кто ей руководит, разрабатывает, выполняет. В тех случаях, когда Россия эти операции проводит сама, под мандатом, например, СНГ, как это было в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии, миротворческие усилия России оказываются достаточно успешными. В первую очередь, это касается Приднестровья, где российские миротворцы эффективно способствовали нейтрализации конфликта и тому, чтобы не принимал такие масштабы, как ранее, в момент своей эскалации. И, конечно же, Абхазия и Южная Осетия, где российские миротворцы были достаточно эффективны до тех пор, пока не началась грузинская агрессия. Тогда уже пришлось в дело вступить не просто миротворческим силам, а уже Вооруженным силам России".
Именно история 2008 года доказывает: операции миротворцев ООН далеко не всегда можно четко разделить на те, которые поддерживают мир, и те, которые принуждают отдельные страны к миру. А та работа, которую выполняет Россия, доказывает, что оба эти направления сильно переплетены, подчеркивает директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов:
"У России очень сложная ситуация. Например, Осетия, 2008-й год. Это было принуждение к миру, но мы остановили войну. Что касается других наших миссий, когда мы участвуем в операциях ООН, то сейчас практически все это свернуто и остается только на уровне наблюдателей. Единственное, где мы остаемся – Приднестровье. Там критично от нас зависит мир на этой территории: если мы оттуда уйдем, то будет война".
Фактически это подтверждает значимость той миссии, которую выполняют российские миротворцы, добавляет член Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев:
"Россия прикладывала все усилия, чтобы ее миротворческая миссия действительно была эффективной и способствовала миру и стабильности в том регионе, где находились наши миротворческие силы. Если взять урегулирование в Приднестровье, то здесь наиболее яркий пример, когда действия России привели к тому, что вооруженный конфликт прекратился".
Эксперты отмечают, что именно Россия сегодня несет особую ответственность за сохранение безопасности на территории стран, входящих в СНГ. Эта работа, на первый взгляд, может показаться незаметной, но именно это и доказывает: со своей задачей российские миротворцы справляются "на все сто".