Автор Ася Гром
Одним из важных документов, принятие которого ожидается на саммите стран БРИКС в Уфе, можно назвать Стратегию экономического партнерства. В ее основу положен российско-китайский проект. Сейчас эксперты государств БРИКС активно работают над согласованием позиций.
Стратегия рассчитана до 2020 года. По мнению России, этот документ позволит сформулировать четкие и долгосрочные ориентиры сотрудничества стран БРИКС. Речь идет и о работе по отдельным отраслям, и о предложениях концептуального характера. На сегодня в центре документа – российская и китайская инициативы. Москва предлагает разрабатывать общую стратегию, Пекин выступает за обозначение принципов сотрудничества в сфере экономики. На данный момент Стратегия затрагивает примерно 20 отраслей – от телекома до энергетики: учитывается интерес любых по размеру и капиталу предприятий. Можно смело говорить, что Стратегия будет отражать интересы всех участников БРИКС, которые доказывают физический закон о том, что противоположности всегда притягиваются. Говорит управляющий директор группы компаний "АЛОР" Сергей Хестанов:
"Различий между странами БРИКС гораздо больше, чем сходства между ними. Тем не менее, именно в странах БРИКС генерируется значительная доля мирового ВВП. И в последние десятилетия именно эти страны продемонстрировали наиболее высокие темпы экономического роста. Тот факт, что экономический вес стран группы БРИКС за последнее время вырос, и подталкивает их руководство к созданию собственных инвестиционных институтов и институтов, которые, так или иначе, обслуживают процесс инвестиций. С точки зрения разнообразия мирового экономического ландшафта эту тенденцию можно только приветствовать".
Задача Стратегии – служить ориентиром, как для работы Делового совета, так и для ведомств экономического блока всех стран. Опираться на положения Стратегии будут и торгово-промышленные палаты стран БРИКС, и участники финансового рынка.
Еще одна российская инициатива – "дорожная карта" инвестиционного сотрудничества. Государства БРИКС уже договорились, что разработке документа будет посвящена вторая половина этого года. Но уже сейчас понятно, что "дорожная карта" станет следующим шагом по развитию сотрудничества после появления нового Банка развития и пула валютных резервов. "Дорожная карта" позволит государствам БРИКС найти новые идеи для совместной работы, считает президент Института энергетики и финансов, член рабочей группы БРИКС Владимир Фейгин:
"Развивающиеся страны очень заинтересованы в большей диверсификации. Например, Бразилия. Она довольно давно занимается морскими, подводными технологиями в силу того, что там расположены ее перспективные ресурсы. Этим же занимается Китай. И это для нас представляет большой интерес: в силу Арктики, Дальнего Востока. Это такие ситуации, когда выигрывают все участники: совместно развивать технологические возможности по поставкам оборудования, по реализации крупных проектов. Это один из примеров того, что может объединять страны-участницы. Но для этого надо выбрать направления и разработать "дорожную карту" по реализации этих целей".
Не стоит забывать, что уже сейчас разрабатывается такой крупный проект, добавляет директор института Хошимина при Санкт-Петербургском государственном университете Владимир Колотов:
"Из серьезных проектов евразийского масштаба пока что обсуждается только один – восстановление под эгидой Китая Великого Шелкового пути. Это континентальный путь, который будет использоваться для доставки товаров, ресурсов из Китая в Европу и обратно".
Проекты, подобные этому, еще раз доказывают, что страны БРИКС сильно заинтересованы в проведении независимого курса в мировой экономике и политике. Конечно, это работа на долгие годы. Но уже сейчас многие эксперты уверены: выработка и проведение независимого курса, несомненно, принесет дивиденды в будущем.