Автор Владимир Барсегян, радио Sputnik, Эстония
В последний раз прошел своим маршрутом пассажирский поезд Таллин-Москва. Связывавшая в течение многих десятилетий столицы двух государств транспортная линия закрылась. Эксперты говорят о множестве причин, послуживших основой для этого решения. Но никто пока не может предложить выхода из сложившегося положения. Слишком много сложностей накопилось в последнее время между Россией и Эстонией. И закрытие железнодорожной линии – всего лишь одно из последствий.
Вагоны последнего поезда Таллин-Москва были светло-синими. И складывалось ощущение, что это частичка летнего, долгожданного эстонского голубого неба курсировала между двумя столицами, уже одним своим видом даря хорошее настроение. И еще это настроение складывалось из болтовни с попутчиками и мелькания за окном названий городов и поселков, позвякивания ложки в стакане с чаем…
В последний путь поезд провожали около пятидесяти человек –железнодорожники, прошлое которых было связано с обслуживанием этого маршрута, представители профсоюза и присоединившиеся к ним любопытствующие граждане. Вспоминали о том, что закрывшемуся маршруту 30 мая исполнилось бы 65 лет. Было грустно. Говорили о прошлом, с тревогой думая о будущем. Ожидается, что уже совсем скоро ставшие ненужными члены поездных бригад будут сокращены и пополнят ряды безработных.
Отмену поездов в Россию в эстонской компании объяснили сложившейся "общественно-политической обстановкой", выразив надежду на возможность восстановления ж/д сообщения в будущем. Однако причина – не только в не самых лучших политических отношениях между двумя странами. Присутствует и экономическая составляющая. Пассажиров за последние месяцы стало заметно меньше и поезда оказались просто нерентабельны. Старый подвижной состав, высокие цены на билеты. На самолете долететь до Москвы можно почти в два раза дешевле. Это говорит и о непрофессионализме руководителей компании, и об их неумении договариваться с партнерами. Нельзя также сбрасывать со счетов и то, что транспортным компаниям, работающим на российском направлении, не приходится рассчитывать на поддержку эстонского государства, которое сознательно идет на разрыв экономических связей с Россией.
Косвенно подтверждает этот вывод комментарий руководства компании GoRail, в котором оно подчеркнуло, что "у действующего лишь на основании собственных средств частного предприятия для оперирования на этой линии нет возможностей по экономическим причинам". Последний из трех поездов, когда-то соединявших Москву и Эстонию, в последний раз отстучал своими колесами по стыкам. И ушел на запасной путь. Надолго ли? Все-таки не хочется думать, что навсегда.