Автор Ася Гром
Страны БРИКС готовы выйти на новый этап сотрудничества в финансовой сфере. Теперь отношения будут строиться с опорой на Новый банк развития и пул резервных валют. Именно эти структуры в самом ближайшем будущем будут определять не только политику государств-участниц, но и постепенно приведут к перестройке всей мировой экономической системы.
В начале марта президент России Владимир Путин поставил свою подпись под законом о ратификации соглашения о создании Нового банка развития, а спустя месяц было одобрено и создание пула условных валютных резервов стран БРИКС. Учредителями банка выступают государства БРИКС. Именно у них будут особые права, которые не предусмотрены для других будущих членов банка. Президент Банка будет избираться только по представлению от страны-участницы, а происходить это будет в порядке ротации. Для принятия ключевых решений необходимо большинство голосов учредителей. Уже известно, что система управления новым институтом будет состоять из трех уровней – совет управляющих, совет директоров и президент. Средств, которые попадут под управление Банка на начальном этапе, вполне достаточно для реализации весьма крупных проектов, уверен директор института Хошимина при Санкт-Петербургском государственном университете Владимир Колотов:
"Уставный капитал будет составлять порядка 100 млрд долларов. Для начала этого вполне достаточно. И далее банк будет заниматься инфраструктурными проектами, которые интересны всем странам этого объединения. Причем, поскольку страны разбросаны по разным континентам, то здесь, конечно, к развитию такого рода инфраструктурных проектов должно быть обращено особое внимание".
Доля России в этом стомиллиардном разрешенном объеме банка составит 2 млрд долларов. Капитал планируется распределять пропорционально между участниками. Многие эксперты отмечают ряд особенностей, которые проявились уже в момент создания Банка БРИКС. С одной стороны, это фактически первый мировой институт, в создании которого не принимают участие западные страны. С другой, вся работа была проделана в довольно короткие сроки, тогда как МВФ и Всемирный банк создавались более 3 лет. Не стоит забывать, что новый институт идет по одному направлению с другими азиатскими проектами, добавляет член Научного совета БРИКС, профессор кафедры дипломатии МГИМО МИД России Евгений Астахов:
"Вопрос о банке прорабатывался раньше, на предыдущих саммитах БРИКС, но сейчас уже будет провозглашено официально начало его деятельности. Это серьезная вещь. Это идет в русле созданного Китаем Азиатского банка развития. Они будут действовать параллельно. Важно то, что идет в сторону реформирования мировой финансовой системы, где сейчас, по большому счету, командуют США с помощью Великобритании. Им принадлежат основные квоты в МВФ и Всемирном банке, и где господствует доллар. А эти два банка – первый шаг к тому, чтобы уйти от долларовой зависимости и постепенно начать внедрять новые резервные мировые валюты".
Не менее важную роль будет играть и созданный пул резервных валют объемом также в 100 млрд долларов. Самая большая доля в нем принадлежит Китаю – 41 млрд, по 18 млрд вкладывают Россия, Бразилия и Индия, ЮАР – 5 млрд. Вот как видит одну из задач пула управляющий директор группы компаний "АЛОР" Сергей Хестанов:
"Скорее всего, инициатива создания фонда резервных валют является одним из способов дальнейшего продвижения юаня на международную арену. До недавнего времени КНР активно ограничивала движение юаня за пределами материковой части Китая. Но примерно два года назад курс сменился, и юань все шире используется в международных расчетах. Для того, чтобы придать ему большую популярность, по-видимому, и создается так называемый Фонд резервных валют".
Все эти шаги позволяют говорить о том, что в будущем мировую финансовую архитектуру ждут серьезные изменения. Новые институты БРИКС уже совсем скоро могут получить право голоса в решении многих мировых проблем. Именно поэтому уже на этапе создания ряд западных партнеров не скрывают свой интерес ни к Банку, ни к пулу.