"Рособоронэкспорт" вместе с корпорацией "Иркут" осуществляют комплексное продвижение учебно-боевых самолетов Як-130 практически во все страны Латинской Америки. Глава делегации "Рособоронэкспорта" на оружейной выставке в Перу Сергей Ладыгин заявил, что "экспортный потенциал у Як-130 очень большой". Страны Латинской Америки на протяжении нескольких лет проявляют повышенный интерес к российскому учебно-боевому самолету. Иностранные летчики уже провели ознакомительные полеты и оставили о Як-130 лестные отзывы.
"Это самолет удивительной судьбы. Это первая российская машина и, по крупному счету, пока единственная, доведенная до серийного производства, как в интересах собственных Вооруженных сил, так и иностранных заказчиков. Начиналось все в 90-х годах, когда КБ Яковлева находилось в тяжелом положении, и поэтому было принято решение создавать учебно-тренировочный самолет совместно с итальянцами. Был создан прототип. Однако потом пути партнеров разошлись. Россия продала итальянцам конструкторскую документацию, и они сделали легальный самолет, внешне очень похожий на Як-130. Причем судьба обоих этих самолетов сложилась успешно. Они сейчас – самые продаваемые учебно-тренировочные самолеты в мире. Настолько оказалась удачной конструкция, которую разработали яковлевцы, что ее хватило на два самолета и на две фирмы", – сказал в эфире радио Sputnik директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.
По его словам, даже на рынке обе версии самолета сумели избежать конкуренции.
"Каким-то мистическим образом удалось "развести" рынки. Итальянцы смогли продать этот самолет в Израиль, Сингапур и успешно ведут переговоры с еще несколькими странами. Россия, помимо собственных Вооруженных сил, поставляет самолеты в Белоруссию, Бангладеш, Алжир, в настоящее время прорабатываются контракты с целым рядом стран Латинской Америки. Итальянский самолет с американскими комплектующими имеет там гораздо меньше шансов, чем наш. Думаю, что Сергей Ладыгин абсолютно прав, и в обозримом будущем несколько стран Латинской Америки закупят этот самолет", – сказал военный эксперт.
Для некоторых стран Латинской Америки – Перу и Чили – Россия является традиционным партнером по поставкам вооружений, однако список латиноамериканских стран может расшириться, считает Руслан Пухов.
"Перу уже заключило контракт на большую партию российских вертолетов, там создается сервисный центр. Они присматриваются к нашим танкам и целому ряду оборудования. У нас есть прорыв со времен президента Венесуэлы Уго Чавеса: продана первая партия российского оружия в начале 2000-х годов. Сейчас Венесуэла является одним из пяти наших крупнейших клиентов, покупая у России практически все виды вооружений. Если говорить об учебно-тренировочных самолетах, то, скорее всего, их закупят Перу и Венесуэла, но есть и другие страны, например, Аргентина. Не исключаю, что небольшую партию этих самолетов эта страна может у нас закупить", – сказал военный эксперт.