Автор Ася Гром
В конце апреля в Брюсселе прошел внеочередной саммит стран Евросоюза. В повестке дня был только один вопрос – массовая миграция в Европу через Средиземное море жителей Африки. Проблема эта появилась не сейчас, о ней было известно уже много лет. Но трагедия 19 апреля у берегов Ливии, унесшая жизни сотен мигрантов, пытающихся доплыть до европейских берегов, показала, что дальше не замечать происходящее уже нельзя.
Первая реакция итальянцев сразу после трагедии была жесткой. Глава МВД Анджелино Альфано обвинил Евросоюз в бездействии и отказе помогать Риму в борьбе с нелегалами. Он даже пригрозил в будущем рассылать спасенных мигрантов по всем странам Евросоюза. Ведь пока весь удар ложится, в основном, на Италию и Мальту: беженцы стремятся всеми силами попасть на итальянский остров Лампедуза или на мальтийский берег – именно они ближе всего к Ливии. Данные ООН показывают, что в прошлом году в Средиземном море погибли три с половиной тысячи мигрантов. Но и эти цифры, скорее всего, не отражают истинную картину: списков пассажиров нет, а спасатели далеко не всегда могут найти все тела.
Теперь же ЕС пытается навести порядок. Уже решено увеличить втрое бюджет операции "Тритон". Она помогает регулировать поток мигрантов, которые стремятся из Африки в Италию. Есть и другие меры, добавляет завсектором Института мировой экономики и международных отношений РАН Константин Воронов:
"Они выделяют дополнительные деньги на укрепление совместной структуры пограничной службы в Средиземном море, чтобы усилить контроль, чтобы контролировать присутствие судов. И страны-члены ЕС выделяют уже туда какие-то суда, самолеты для пограничной охраны".
Правда, ряд аналитиков предупреждает: надо сделать все для того, чтобы это патрулирование не стало практикой, когда переполненные лодки будут разворачивать еще в море и отправлять домой. При этом не учитывается уже имеющийся опыт, добавляет профессор кафедры труда и социальной политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Любовь Храпылина:
"Греция идет другим путем. Она считает, что кроме силовых, сегрегационных методов, отселения, возврата в неблагоприятные условия жизни, надо рассматривать и гуманные аспекты. Ведь это тоже проявление катастрофы, носящей гуманитарный характер, для тех людей, которые бросили свое жилье, образ жизни, культуру, родственников".
Обсуждали на саммите и возможность переселения мигрантов в страны-союзницы. Для начала хотя бы 10 тысяч. Здесь прийти к единому знаменателю так и не удалось. Пока это только проект. Но с важной оговоркой: участие в программе расселения беженцев остается доброй волей каждой страны. С таким подходом не согласна Любовь Храпылина:
"Европейское сообщество должно содействовать, поддерживать эти страны, которые становятся таким тотальным транзитом или аккумулируют в себе много людей. В Германию перемещается много людей. Такие перемещения охватили многие страны ЕС.
К решению проблемы привлечена и ООН. В ЕС говорят, что хотят получить "законную базу" в виде резолюции Совета Безопасности. Не останется в стороне и Ливия. Как подчеркнула представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини: "ЕС не готовит и не рассматривает никаких мер, которые были бы нацелены против народа и властей Ливии. Мы хотим работать с ливийцами для обеспечения их собственной безопасности, чтобы они могли одержать верх над преступностью и терроризмом".