Автор Михаил Шейнкман
Он приехал к нам с приветом, рассказать, что от Обамы. Кроме собственно визита, госсекретарь Керри в Сочи удивил дважды. Цитатником с выдержками из публикаций российских СМИ о двусторонних отношениях. Так внимательно, наверное, их даже у нас не читают. И своим сообщением в Твиттере о переговорах с Путиным в самый их разгар. Это же надо было ухитриться его отправить так, чтобы не привлечь внимание. Любопытно, связывался ли он с Обамой в том же онлайн-режиме и запрашивал ли у него инструкций по ходу.
Хотя особые распоряжения ему явно были ни к чему. Задача Керри состояла в том, чтобы впитывать информацию из других первых уст. Насколько это ему удалось, пока сказать трудно. Но, судя по всему, Штатам еще многое нужно переварить. Картошка, помидоры, коллекционное вино от Абрау-Дюрсо. С нашей стороны – дипломатические символы на любой вкус. С их – обошлось без пряников. Викторию Нуланд на рандеву с президентом России не взяли: она так и просидела в подсобке. О возможной отмене санкций после полного выполнения Минских соглашений Керри на итоговой пресс-конференции сказал. Но, скорее, потому, что так велит политес. Во всяком случае, мы его об этом не просили. Как не просили и об этой встрече.
В течение последнего года госсекретарь несколько раз сам порывался в Москву, но все как-то не случалось. Уже и в самолет заходил, но долетал лишь до Киева. Иными словами, мы перестали ждать тебя, а ты пришел совсем нежданно. Вряд ли только за это можно все отдать. Пусть и "не отрекаются, любя". Прежде всего, конечно, себя. Но видно же, что и без нас им скучно. К тому же Вашингтон не мог позволить себе смириться с версией, согласно которой Германия действует в отношениях с Россией отдельно от него. Именно об этом заговорили мировые СМИ после визита Ангелы Меркель 10 мая. Чтобы не отстать от нее, Белый дом отправил Керри еще дальше. Она перенесла только день, а он еще и город. Прежде местом возможной встречи называлась только Москва. Хотя, если искать потепления, то когда как ни в мае, и где как ни в Сочи – там сейчас теплее всего.
Опять же, коль главное – это участие, то в олимпийской столице ему самое место. А иного от Керри сейчас и не требовалось. Все-таки первый раз в России после возвращения Крыма. О нем, кстати, Керри не сказал даже тогда, когда напоминал условия отмены санкций. Вряд ли только лишь потому, что вылетело из головы. Вообще, уже свидание двух министров не выдавало напряженности. Да и после беседы с Путиным гость не выглядел разочарованным. Может быть, не таким эмоциональным, как при встрече, когда, казалось, он готов был броситься на грудь президенту в благодарность за то, что тот его все-таки принял. В итоге до "нормандского формата" в Минске не дотянули. Продержались четыре часа, а не шестнадцать. Не марафон, но тоже приличная дистанция. Ее между собой решили сохранить. Но так, чтобы не выйти на расстояние пушечного выстрела.
Продолжает тему эксперт-американист Борис Межуев.
– Зачем Обаме понадобились эти переговоры в Сочи, если о пересмотре позиций или корректировке изначально речь не шла?
– Мне кажется, главная причина заключается в том, что целый ряд международных проблем не решается без участия России. И в этой ситуации нужно как-то украинскую тему выделить, чтобы ее рассматривать отдельно, не в пакете с другими проблемами. Мне кажется, ради попытки разделить две проблематики, украинскую и остальную, и понадобился этот визит в Сочи.
– Можете предположить, насколько он был удачным? Керри в Сочи побывал. Что дальше?
– Пока мы знаем только оценки действующих лиц. Но мне кажется, что российская дипломатия примерно к тому и стремилась: отделить Украину, чтобы это не влияло на другие темы, связанные с Соединенными Штатами. Сделать эту проблему не разрушающей всю архитектуру отношений с США по целому ряду вопросов, по которым есть общие позиции. Мне кажется, это сделать удалось. А насколько удалось, как, насколько положительные оценки соответствуют реальной фактуре – это, конечно, покажет время.
Мир после этой встречи в Сочи не стал спокойней. И стрельба, и бои, и Сирия, и Ливия. И не факт, что Порошенко, как наказал ему Керри, два раза подумает, прежде чем за него все решит Вашингтон. И Керри сегодня на саммите глав МИД НАТО в Анталье уже опять – сама непреклонность. Но из этой "овощной" дипломатии все же может получиться что-нибудь съедобное. Например, рагу. Все-таки ответ Лаврова в виде корзин картошки с краснодарскими помидорами оказался увесистей и разнообразней двух прошлогодних картофелин из Айдахо от Керри. Сам госсекретарь, наверное, рад, что прорывы, сдвиги и переломы в Сочи даже не планировались. Ведь в их компании был только один дзюдоист.