Европейская комиссия предъявила Газпрому официальное обвинение в нарушении правил конкуренции Евросоюза. Антимонопольное дело было начато три с половиной года назад. Если будет доказано, что российская компания работала в Европе с нарушениями, на нее может быть наложен штраф в размере до 15 млрд долларов. Речь идет о якобы нарушении компанией правил конкуренции в Центральной и Восточной Европе. Кроме того, ЕК не устраивает ценовая политика Газпрома. Она посчитала несправедливой ее привязку к нефтяным котировкам. В Еврокомиссии также считают, что в долгосрочных контрактах стоимость экспортного газа намеренно завышалась, от чего якобы пострадал целый ряд государств: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и Болгария.
Газпром считает обвинения необоснованными и заявляет, что строго соблюдает все нормы международного права и законодательства в странах Европы. "Работа Газпрома на рынке ЕС, в том числе, применяемые принципы ценообразования на газ, соответствуют стандартам, которые используют другие производители и экспортеры газа", – отмечается в заявлении компании.
"В таких вопросах отделить политику от экономики очень трудно. Здесь, конечно же – типичная экономическая война. Есть поставщик, который продает свою продукцию и определяет на нее цену. Есть покупатель, который, конечно, хочет, чтобы цена была как можно ниже и пытается всеми способами, в том числе, и с привлечением политических инструментов, эту цену сбивать", – сказал в эфире радио Sputnik юрист-международник, руководитель независимого экспертного центра "Общественная Дума" Роман Терехин.
По его словам, говорить о монополизме Газпрома на европейском рынке газа вообще невозможно.
"Газпром является одним из поставщиков на европейский рынок, хотя и очень важным. С таким же успехом можно обвинить, например, Украину как монополиста в транзите российского газа в Европу и в том, что она также завышает цену. Но этого не делается. Очевидно, что это следствие политической конъюнктуры: обвинять тех, кого выгодно", – считает эксперт.
В Газпроме изначально расценивали факт начала проверки как свидетельство оказания на компанию давления с целью изменить цены на газ. Роман Терехин отмечает, что претензии к Газпрому еще предстоит доказать.
"Это некоторый бюрократический этап, который позволяет двигаться дальше и проводить расследование. Теперь мяч на стороне Газпрома. Газпром должен озвучить свои возражения и обосновать, почему его цены справедливы. Вообще это какая-то странная история. Если нарушены права, скажем, Эстонии, то почему сама Эстония не судится с Газпромом? Вы считаете, что вас обманули при заключении договора? Так идите в международный суд. Но тут появляется некая третья сторона, которая говорит, что "мне кажется, что того парня обидели, давайте я за него буду штурмовать Газпром". С точки зрения международного права ситуация неоднозначная", – заключил Роман Терехин.