Автор Михаил Шейнкман
Рыбак рыбака видит издалека, а исламист исламиста – в гробу. Перебранка главаря "Исламского государства" (ИГ) аль-Багдади с основателем афганского "Талибана" муллой Омаром в стиле "сам такой" завершилась взаимным объявлением священной войны. Кажется, что перестарались – хватило бы и дуэли. Но у них ведь все фундаментально. У ИГ вообще – джихад на джихаде идет и джихадом погоняет. Однако самое главное: для них нет чужого пророка в своем отечестве даже, если оно выдуманное. А Багдади Омара ни много, ни мало "дураком" назвал и "безграмотным военачальником, не заслуживающим ни духовного, ни политического доверия". Тот в ответ и объявил, что ни один талиб не встанет под знамена "Исламского государства", а флаги этой группировки никогда не появятся на афганской земле.
С этим, правда, он уже припозднился. Что, впрочем, не мудрено. По слухам, Омар, как залег на дно в 2001 году, сбежав из Афганистана, так и не высовывается. А по югу его страны, между тем, теперь вовсю расхаживают люди в черном камуфляже и с теми самыми флагами, от которых содрогается мир. Видели их уже и на севере. В этом, собственно, и кроется истинная причина их пикировки с аль-Багдади. Это конфликт, который вполне способен похоронить и "Талибан", и, что гораздо страшнее, Афганистан.
В принципе, идеологические расхождения между двумя бандами были всегда. Талибы в глазах джихадистов-салафитов чуть ли не исламские еретики и где-то вероотступники. Но теология не мешала им мирно сосуществовать. Если это определение применимо к террористам. Одно время ходили разговоры даже о вероятности их военного союза. Однако надо было ожидать, что "Исламское государство" с его претензиями на мировой халифат рано или поздно возьмется за Афганистан с пристрастием. Он уже получил свою "черную метку", когда аль-Багдади включил эту страну вместе с Пакистаном, Индией и Бангладеш в так называемый "эмират Хорасан".
Но тут уперся Омар. Все-таки почти 70% афганской территории пусть неофициально, но его вотчина. И получилось, что именно его "Талибан" стал последним препятствием для "Исламского государства". А кому еще? Не американцам же с правительственными войсками, которые уже друг в друга стреляют. В открытой борьбе у ИГ в Афганистане пока шансов нет. Поэтому проповедники терроризма подрывают "Талибан" изнутри. Тем более что его ряды вполне для этого созрели. Уж слишком велико недовольство отстраненностью и пассивностью Омара. И слишком красочно выглядит романтика массовых расправ. В черных одеждах с оранжевыми жертвами в желтых песках на фоне синего моря. И все это утопает в крови.
"Теперь талибы нам не враги", – сказал Обама четыре года назад. Но многие из них до сих пор хотят ими быть. Даже, если из-за этого их перестанут называть талибами. И вполне возможно, что американцы еще пожалеют, что рано ушли. Хотя, не исключено, они потому и торопились, что знали, чем это все закончится.
Тему продолжит президент независимого научного центра "Институт Ближнего Востока" Евгений Сатановский.
– "Исламское государство" и "Талибан" объявили взаимный джихад. Реально, что это значит? И кому хуже?
– Все очень просто. Аба Бакр аль-Багдади словесно оскорбил муллу Омара. В достаточно тяжелой форме. Назвал его человеком, несоответствующим своему статусу, а заодно еще и добавил, что он "старый дурак". Это, безусловно, требовало ответных действий. В данном случае мы имеем кровную месть, которую, учитывая статус участников данной ссоры, будут разделять все их последователи.
– У них личная неприязнь, или это может выйти на что-нибудь крупномасштабное?
– Личная неприязнь полевых командиров всегда заканчивается схватками их боевиков. Личная неприязнь Абу Бакра аль-Багдади с его заместителем, который создал в Сирии не филиал его организации, а свою собственную организацию "Джабхат Ан-Нусра" перешел в тяжелые бои между "Исламским государством Ирака и Леванта" и "Джабхат Ан-Нусра". Многие боевики погибли. Но, в конце концов, пусть террористы уничтожают друг друга. Это гораздо проще, чем наблюдать за тем, как они убивают невинных людей.
Информация о столкновениях между группировками пока не поступала. Но 18 апреля на востоке Афганистана, в Джалалабаде взрыв унес жизни 33 человек. Ответственность взяло на себя "Исламское государство". В "Талибане" теракт осудили. Это повод почувствовать разницу. Но обольщаться не стоит. Их сравнение друг с другом из разряда: тебя как, сразу убить или предпочитаешь помучаться? Конечно, лучше помучаться. Но трудно выбрать меньшее из зол между пулей или снарядом, если любой выстрел может оказаться контрольным.