В попытке добиться отсрочки платежей по накопившимся долгам Киев пытается использовать любые средства, включая не вполне чистоплотные. Так, министр финансов Украины Наталья Яресько заявила, что у Киева нет полной информации о конечных бенефициарах по кредиту в 3 млрд долларов, полученному от Москвы в декабре 2013 года. Яресько не исключила, что кредит на самом деле был не государственным, а коммерческим. А если так, считает она, то Киев имеет право добиваться реструктуризации.
В украинской прессе эти 3 млрд уже окрестили "долгом Януковича". И некоторые эксперты в Киеве полагают, что украинское государство может вообще поставить под сомнение необходимость выплаты этого долга, полученного на закате правления свергнутого президента.
Подобная аргументация является попросту несерьезной, считает доцент Международного института экономики и финансов Алексей Белянин.
"С юридической точки зрения это, разумеется, незаконно. Государство Украина формально не прекращало своего существования, и все его обязательства по долгам остаются. Я думаю, у Киева в данном случае зыбкая позиция, и "хорошую мину при плохой игре" ему здесь сохранить не удастся", – считает Алексей Белянин.
По мнению экономиста, попытки Киева каким-то образом слукавить в вопросе платежей обернутся против него самого. В том числе и в переговорах с МВФ.
"Если МВФ – часть переговорного процесса, и если получение очередных траншей от МВФ обусловлено соблюдением финансовой дисциплины властями государства, которое получает помощь, и если это государство отказывается от части своих долгов, то, разумеется, оно уже не является надежным заемщиком. И если будет официально объявлено, что Украина отказывается платить по этому долгу, то у МВФ будут основания для пересмотра своей кредитной политики в отношении украинского государства", – считает Алексей Белянин.
На переговорах с частными кредиторами такая недобросовестная тактика также может отразиться лишь негативным образом, полагает экономист.
"Если государство отказывается платить по части своих долгов, даже при утверждении, что это якобы не государственные, а коммерческие долги, то все равно это плохой сигнал. Потому что все понимают, на каких условиях эти деньги брались. И все понимают, что это означает неплатежеспособность Украины по части своих обязательств. Другое дело, что разные кредиторы с разной степенью понимания могут отнестись к той ситуации, в которой оказалась сейчас Украина. Но общей картины это не меняет", – отметил Алексей Белянин.