Автор Мария Весновская
Современное американское судопроизводство – это смесь голливудских стереотипов и архаики. Здесь словно все замерло со времен отцов-основателей. Суд в Америке уже давно стал больше напоминать спектакль, в котором все роли расписаны и выучены.
Сегодняшняя Америка живет по законам англосаксонского права, истоки которого уходят в глубину XI века. Из изменений последних ста лет, которые серьезно отразились на правовой системе, можно, пожалуй, выделить принцип, согласно которому федерального общего права не существует. В итоге, каждый штат живет по своим законам, отмечает руководитель Московского правозащитного центра Михаил Салкин:
"В каждом штате есть свои виды преступлений и наказаний. Некоторые штаты допускают огромное судебное усмотрение для того, чтобы человек был наказан. При этом судья, который выносит приговор, сам должен определить, какие действия нужно совершить обвиняемому для того, чтобы он искупил свою вину перед обществом".
Но при нынешней системе американского правосудия далеко не всегда на судью взваливают столь серьезный груз. В 2014 году 96% всех обвинительных приговоров в США стали результатом… признания обвиняемым своей вины. Сделка с правосудием выгодна одним и неизбежна для других, заключает специалист по международному праву Мария Ярмуш:
"Сделка с правосудием, по сути, подменяет само правосудие. Не только государственный обвинитель, но и защитник, который был приглашен не по приглашению стороны для защиты в уголовном процессе, а по государственному обеспечению прав заключенного, обвиняемого в уголовном преступлении. И защитник, и прокурор настаивают на том, чтобы человек признал свою вину. И у человека не остается никакого шанса отстаивать свои права, доказывать, что он не виновен, потому что давление идет и со стороны обвинения, и со стороны защиты".
И это не нововведение, а отголоски старого доброго англо-саксонского права. Достаточно вспомнить эпоху охоты на ведьм: если человек себя оговорил, то суду больше не нужны никакие доказательства. Другой отголосок прошлого – система, при которой в каждом штате сохраняются свои порядки. Она породила в современной Америке еще одну особенность: сидят все. Ведь лет двести назад иначе было нельзя: отпустишь преступника, а он скроется в соседнем штате. Комментирует Михаил Салкин:
"Исторически так сложилось, что стандартно вас всегда возьмут под стражу, если вас в чем-то обвиняют. Даже если вы невиновны – суд разберется. Поэтому не все имеют возможность внести денежный залог, который определяется индивидуально в зависимости от личности обвиняемого. Во-вторых, у них стандартным наказанием является лишение свободы".
Судебная система США только непосвященным представляется как продуманный пакт сдержек и противовесов. На самом деле, это хорошая бизнес-схема, в которой утонул не один обвиняемый, уверена Мария Ярмуш:
"При уголовном расследовании важную роль играет attorney (district attorney – государственный обвинитель, окружной или районный прокурор). Это институт, который способствует началу рассмотрения уголовного дела, привлечению виновного. Ведь не только полиция рассматривает уголовные дела, но и институт attorney. В каждом штате своя система attorney и полиции. До 40 тысяч различных полицейских подразделений, которые не связаны друг с другом. Возбуждение уголовного дела и преследование виновного зависят от усмотрения местного полицейского или attorney.
Впрочем, для простых американцев остается институт присяжных заседателей. Именно они, по идее, должны внушать рядовым американцам, что они сами решают, кого казнить, а кого миловать. А чтобы никто не интересовался, как же присяжные принимают решения в реальной жизни, мастера американского кино регулярно выпускают эпические ленты, где есть и заседатели, и обвинитель, и адвокат. И у всех правильный грим и хорошие тексты.