Автор Михаил Шейнкман
Совершенно неожиданный поворот приняла досрочная избирательная кампания в Казахстане. Она оказалась чрезвычайно насыщенной. Пусть, правда, исключительно самим президентом. Но, во-первых, выборы же так и называются – "президентские", а не "кандидатские". А, во-вторых, в соседнем Узбекистане, скажем, не было и того. Ислама Каримова электорат увидел дважды. Когда он объявил о том, что пойдет на очередной срок. И когда он до него дошел на инаугурации. Каримов, вероятно, решил, если результат все равно один и тот же, к чему тогда лишние движения.
И Нурсултану Назарбаеву бы этого вполне хватило. Но, кажется, что его преждевременное переизбрание для того и затеяли, чтобы показать и его движения, и его хорошую форму. И политическую, хотя здесь это константа, и, что гораздо важнее, физическую. Это ее должно быть видно, а не только слышно. Лидер нации, словно это не он бессменный правитель и непререкаемый авторитет, как в первый раз проводит классический и полноценный агитационный месяц. Он и на плакатах. Сегодня даже Центризбиркому пришлось объяснять, что у двух других претендентов прав на столбы и билборды не меньше. Денег меньше. В смысле, фондом предвыборным не вышли. Он и на людях. И это не только официоз и протокольные мероприятия, но и обычные встречи с обычными избирателями.
Хотя, его послушать, уж это – точно лишнее. По словам Назарбаева, это именно они, граждане, писали, просили, уговаривали его переизбраться на год раньше срока. "Сильная просьба у народа была ко мне — тысячи подписей. Пришлось согласиться. Думаю, в результате выборов люди дадут тому, кого ценят, кому верят, мандат для того, чтобы дальше продвигать Казахстан, чтобы народ жил все лучше и лучше", – со свойственной себе скромностью воздержался Назарбаев от местоимения "мне". Хотя, понятно, что "мандат двигать дальше" может получить только тот, кто двигал до этого.
И вроде бы, какой смысл агитировать тех, кто агитировал тебя. Но президент в этой кампании ведет себя так, будто это не его биографию учат дети, и не на него молятся их родители. Кажется, что немотивированно активен. Но, вероятно, именно в этом и заключается смысл этой внезапной досрочности. В январе на нее лишь намекнули, а 26 апреля уже откроют избирательные участки. Все, что могло доказать необходимость этих выборов, это именно демонстративная заинтересованность в них самого Назарбаева. Хотя, судя по его признанию, ему они сейчас нужны были в меньшей степени. Но в том-то и суть. Президент делает так, как хотят его подданные. А другого они не хотят.
Продолжит тему эксперт по странам Центральной Азии, старший научный сотрудник Института стратегических исследований Иван Ипполитов.
– Что мешало Нурсултану Назарбаеву провести эту кампанию по примеру Ислама Каримова? Почему он демонстрирует такой агитационный задор, хотя, по его словам, если бы не просьбы народа, он бы занимался сейчас чем-нибудь другим?
– Ничего исключительного не происходит в этот раз. Демонстрация политическими лидерами, в частности, постсоветских стран, своей физической формы – это вполне распространенная практика, от которой зависит и настроение избирателей, и общий тонус общества, можно даже сказать, настрой выборов. Для Нурсултана Назарбаева важно лично показать, что он находится в хорошей форме, полон бодрости и новых идей, поддержать какое-то позитивное настроение в обществе. Вот на что направлены встречи с избирателями.
– Всем своим поведением Назарбаев доказывает, что эта кампания и ему, и стране нужна. А как он докажет это, когда она пройдет? Что изменится?
– На мой взгляд, речь следует вести о другом. Руководству Казахстана есть резон демонстрировать свою крепкую форму, свою готовность защищать интересы избирателей. И, скорее, поддерживать тот уровень благосостояния общества, который был до сих пор, или бороться за то, чтобы он снизился не критическим образом. То есть, речь, в первую очередь, не о новшествах, а о том, чтобы пережить благополучно эти непростые годы.
Конечно, глобальные вызовы и угрозы заставляют Казахстан играть на опережение. Само собой непозволительно, чтобы выборы главы государства совпадали с парламентскими. Но чтобы народ прочувствовал и осознал необходимость досрочной кампании, ему недостаточны были только эти сухие обоснования. Нужно что-то личное, понятное, живое. Вот Нурсултан Назарбаев и дает жизни. Ведь того и надо, чтобы нация видела, что для ее лидера каждые выборы – это, как в первый раз. А не как в последний.