Автор Михаил Шейнкман
Был бы это рядовой времен Второй мировой войны, да в голливудском фильме, да звали бы его Райан. США непременно его бы спасли. Еще и наподдали бы врагам изрядно. Вызволить из пекла одного – это показать ценности каждого. А когда их непонятно сколько, еще и в Богом забытой и хуситами забитой стране – это ни туда ни сюда. Кинокамер на всех не напасешься, шоу не сделаешь. Поэтому, как посоветовала застрявшим в Йемене соотечественникам официальный представитель Госдепа Мари Харф, они должны и оценивать риски, и уходить от них самостоятельно.
Вот ответы Мари Харф на вопросы журналиста:
– Многие интересуются – почему самая мощная армия не может эвакуировать своих людей. Я имею в виду Америку.
– Это не значит, что мы не можем. Просто мы принимаем решения, исходя из ряда факторов, таких, как ситуация с безопасностью.
– Получается, что Соединенные Штаты бросают американских граждан в Йемене.
– Нет. Давайте начистоту. Мы неоднократно предупреждали американских граждан не ездить в Йемен. Мы предупреждали, что самое безопасное, возможно, сейчас остаться и найти там убежище. А затем, когда станет спокойней, добраться до порта и сесть на корабль. То есть, люди сами должны оценивать степень риска.
– Но если вы не отказываетесь от своих граждан, почему бы не предпринять больше действий?
– Мы даем американским гражданам информацию о возможностях, которую они могут использовать, чтобы выехать из Йемена.
"Информация о возможности" – это как помочь добрым словом. Что особенно ценно для тех, кто эту информацию видит ежедневно. И совсем не так, как Госдеп. Это рядом с ними уже убивают женщин и детей. Причем, делает это ковровыми бомбардировками, в том числе, и аравийская коалиция, которой Штаты явно симпатизируют. Формально, это не их война. Но, как сказал небезызвестный Джордж Фридман, глава фонда "Стратфорд", прозванного в США "теневым ЦРУ", "мы не в состоянии везде посылать наши войска, но зато мы в состоянии поддерживать враждующие между собой стороны. Как Рейган в отношении Ирана и Ирака. Он платил обоим, чтобы они воевали друг с другом, а не с нами".
Если из-за этого "разжигай и властвуй" кто-то из американцев не вернется домой, так никто же их на линию огня насильно не гнал. Напротив, с января прошлого года в Госдепе, как они утверждают, 27 раз рекомендовали согражданам воздержаться от посещения этой страны. Как знали. Вернее, знали как. И знали, когда примерно она превратится в кровавое месиво. Потому, что свержением экс-президента Салеха сами приблизили этот момент. Потому, что, по Фридману, "целью конфликта является сам конфликт – результат значения не имеет". Как минимум, для одного американца в Йемене уже точно. Хотя, как следует из иска 40 брошенных на произвол арабской междоусобицы граждан США к властям США, убитых может быть и больше.
"Несмотря на ясную угрозу в Йемене, администрация Обамы пока не предприняла никаких существенных шагов к тому, чтобы помочь соотечественникам оказаться в безопасности", – говорится в исковом заявлении. И не предпримет, разве что не повторила известную мудрость о спасении утопающих Мэри Харф. "Это не значит, что мы не можем", –0 уверяет она, чтобы никто не подумал, будто самая мощная армия в мире элементарно боится не справиться с эвакуацией сотни-другой в боевых условиях. Тогда это значит, что они не хотят.
"Может быть, это самый безопасный вариант", – почти попрощалась с согражданами в Йемене представитель Госдепа. И если не сказала, что надежда умирает последней, то, видимо, потому, что для них она уже умерла.
Вашингтон так хочет доказать свою отстраненность от этой войны, что готов ради этого даже пожертвовать своими людьми. Лес рубят, щепки летят. Хотя не только летят, но и плывут. Россия спасает американцев из Йемена и воздухом, и морем. Их точное число неизвестно, но создатели специального сайта для родственников людей, затерянных меж двух огней, утверждают, что к ним обратились сотни человек, разыскивающие родных и близких в этой стране. Может быть, Вашингтон просто ждет, когда в ней тоже останется только один рядовой американец, чтобы вмешательство имело смысл. Ведь тех, от кого США, по сути, отказались, всегда можно представить заложниками. Рано или поздно их непременно спасут. Посмертно. В кино.