Автор Иван Федоров
У Варшавы появился украинский интерес. В Польше создана организация "Реституция кресов". Она хочет получить с Киева компенсацию за недвижимость, которая была оставлена в годы Второй мировой войны. "Восточными кресами" (от польского "kres" — край, граница) в Польше называют территории, которые современные карты отдают Западной Украине, Белоруссии и Литве. С 1921 по 1939 годы эти земли были в составе Польши на основании Рижского договора между Варшавой и Москвой. Однако перед Великой Отечественной войной политическая карта этих мест начала претерпевать значительные изменения. В итоге обитавшие там поляки покинули свои дома и переселились поближе к Варшаве. И вот теперь примерно 100 тысяч их потомков совершенно спокойно могут доказать, что их предки лишились имущества, которое осталось на территории "кресов".
То, что это имущество стоит немалых денег, и сегодня можно убедиться, не отъезжая далеко от Варшавы. Уже 8 лет в пригороде польской столицы работает Музей Львова и Юго-Восточных окраин. Однако времена меняются, и современные поляки уже не хотят просто ностальгировать над ушедшим временем и ходить по музеям. Переменилась и Украина, которая пытается уверенно продвигаться по европейскому пути. Киев с высоко поднятой головой заключил Соглашение об ассоциации с ЕС и в прошлом году подписал его политическую и экономическую части. Вот на последнюю и обратили внимание в Польше: хотите жить в Европе – подчиняйтесь европейским законам. А они гласят: выплаты за утерянное имущество – процесс общепринятый и естественный.
Примечательно, что тему "восточных кресов" в Польше обсуждают регулярно. Еще в 2013 году польские журналисты, видя, что на Украине разгорается пожар, не скрывали своего желания вырвать из Киева хотя бы Львов. Но идея развития не получила: поляки сами утихомирили своих националистов. А вот нынешнее предложение уже никак не выбивается из европейских представлений о справедливости. Тем более Киев так хотел им подчиниться… Забегая вперед, хочется предупредить Киев: попытки рассказывать в Брюсселе об агрессии теперь со стороны западного соседа вряд ли будут встречены аплодисментами.
Да и Вильнюс, судя по всему, ожидают непростые времена: там-то европейские ценности уже стали частью молока каждой матери. И, соответственно, впитались в кровь каждого жителя нынешнего Вильнюса и бывшего Виленского края. Ведь город Вильнюс, как известно, до 1939 года даже назывался на польский манер – "Вильно". И до того момента, как город был передан Литве и стал столицей Литовской ССР, литовцы составляли там всего несколько процентов от общего состава населения. И как теперь с этим быть?