Автор Мария Весновская
МВФ не теряет веры в Украину. Однако все чаще специалисты Фонда отмечают: риски есть, ситуация очень нестабильна, взрыв может прогреметь в любой момент. При этом МВФ делает вид, что не замечает, как Киев тратит деньги на весьма сомнительные проекты.
Четырехлетняя программа расширенного финансирования одобрена, Украина ждет 17,5 млрд долларов. По задумке, эти деньги должны помочь покрыть потребности Киева во внешнем финансировании, полный объем которого оценивается в 40 млрд долларов. Чтобы не раздражать народ этими цифрами, в Киеве принято говорить кратко: деньги пойдут на реформы. О том, что Киев уже не раз упускал возможности реформ и разочаровывал своих партнеров разбазариванием денег, коррупционными скандалами и обманом на выборах, в МФВ если говорят, то вскользь. Однако транши от Фонда еще раз доказывают, для чего вообще затеяна эта история с помощью, замечает политический консультант Дмитрий Куликов:
"Они не могут помочь Украине в том смысле, чтобы Украина могла бы запустить проекты развития, организовать какую-то деятельность на своей территории, которая приносила бы доход. Это даже не позволяет пополнять бюджет. Но это позволяет Украине избегать дефолта и оплачивать платежи по долгам же. Это своего рода капельница у постели смертельно больного и кислородная подушка, без которой он не может обходиться. И для того, чтобы поддерживать его существование, ему нужно все время давать эту подушку – без нее он задохнется".
Даже если часть этих денег пойдет на дело, то это будет военное дело, добавляет депутат Госсовета Крыма Владислав Ганжара:
"Эти деньги будут тратить на войну, поскольку, несмотря на то, что конфликт на юго-востоке сейчас находится в состоянии заморозки, в будущем этот конфликт будет продолжен. Свидетельством этого являются заявления украинских политиков".
Ну а свидетельства того, как деньги доходят до бойцов так называемой АТО, можно легко найти в интернете: здесь что ни день появляются истории о прохудившихся бронежилетах, нехватке медикаментов, боеприпасов и обмундирования.
Еще один не менее "важный" для сегодняшней Украины проект – стена на границе с Россией. Евросоюз устами своего официального представителя Майи Косьянчич прямо заявил — подобное никак не вяжется с европейско-украинским соглашением. Но очень даже неплохо вяжется с замыслами киевских властей, считает Дмитрий Куликов:
"Смыслов у всего этого ровно два. Первый – постоянное говорение о наличии стены и даже какие-то работы, которые там будут продвигаться, имеет социально-психологическое значение. Население Украины должно понимать, что оно находится в состоянии войны, что на северо-востоке очень опасный агрессор, против которого такая стена нужна. И само это действие, и его обсуждение в масс-медиа должны носить мобилизационный характер. И второй смысл: производство таких работ всегда позволяет что-нибудь "отпилить" в качестве барыша".
Ну, а если вдруг кто-то откажется понимать, что находится на военном положении, то можно предложить и другие инициативы, напоминает Владислав Ганжара:
"Украина пытается манипулятивными информационными вбросами обмануть население, поскольку мы понимаем, что закупка угля из ЮАР для Украины не является целесообразной. Сегодня Украина будет вынуждена в любом случае договариваться с представителями ДНР и ЛНР о закупке угля, договариваться с РФ. Другого пути нет. Несмотря на то, что Запад постоянно твердит, что поддержка Украины будет максимальна, все больше здравые умы на Западе говорят о том, что украинский проект как часть западного мира не состоится".
Последний вывод эксперта звучит, конечно, для украинских властей обидно. И именно поэтому они не будут оставлять попытки поддерживать веру в то, что еще не все потеряно, и европейцам рано списывать Украину со счетов.