Автор Ольга Бугрова
"Самый патриотический сериал года". Под этим слоганом на украинские телеэкраны сегодня выходит восьмисерийный "Останнiй москаль" ("Последний москаль"). Однако последним рискует стать сам сериал. Госкино Украины объявило, что не сможет финансировать запуск новых проектов.
Но это так, к слову. Что же касается самой истории, то она снята в жанре "патриотической комедии", как говорят ее создатели. Она должна была выйти на экраны под названием "Московський родич". "Останнiй москаль" было рабочим названием сериала на стадии сценария. Его задумали еще в 2012 году. Как "Останнiй москаль" снималась и пилотная версия в 2013. Но к настоящим съемкам приступили лишь в сентябре 2014 (кстати, после подписания первых Минских соглашений). А тогда, как поясняет продюсер Елена Васильева, "идея сериала уже успела приобрести злободневный характер на Украине". В силу этого отказались от "московского родича" и вернули "последнего москаля".
Это название для украинцев, может быть, и более "актуально". Однако с точки зрения россиян – напротив, провокативное. Между тем, создатели сериала считают его "добрым фильмом о дружбе и любви". Но по сюжету любовь и дружба между жителями карпатского села Великие Вуйки и приехавшим к ним молодым москвичом зарождаются далеко не сразу. Это и понятно, иначе – откуда бы взяться восьми сериям? А вот шутки над украинцами, а точнее – самоирония, начинаются сразу, и уже с названия села. На Украине "вуйками" называют жителей глухих западноукраинских деревень. Есть даже такое выражение: "вуйка лесная" – примерный аналог русского "лаптя деревенского". А тут – Великие Вуйки…
Сюда москвич Валера попадает почти что прямо из дорогого ночного московского клуба. У его отца-олигарха начинаются проблемы одновременно с мафией и ФСБ, и Валера решает укрыться у своего родного дяди Ивана, который в этих самых гуцульских Вуйках и живет. Валера ведет себя поначалу вызывающе по отношению к "вуйкам лесным", чем порождает праведный гнев простоватых, но в общем добрых сельчан.
На роль "москаля" позвали настоящего москвича, правда, с украинскими корнями. Игорь Скрипко – актер московского Театра у Никитских ворот, на Украине он побывал впервые только во время съемок сериала. Стиль общения его персонажа и местных жителей на протяжении сериала – это стеб на грани фола. Например, Валера приветствует новый для себя край: "Привет, Хохляндия"… Местные мрачно замечают: "Из Москвы приехал хлопчик. Без инстинкта самосохранения".
В целом же картина выглядит как пересказ на новый лад советской комедии "Трембита". В украинском сериале есть даже прямые цитаты из "Трембиты" – и три мужика на горе, которые трубят в эти здоровые дудки, трембиты, а за ними – шикарный пейзаж карпатских гор. И сами эти жители – как в "Трембите", так и здесь – разодетые в народные костюмы носятся туда-сюда гуртом с глуповатыми лицами. И свой дурень есть там и здесь: здесь это сельский голова с огромными ушами, которыми он смешно ворочает.
Но одно дело – шутки и милые пикировки между русскими и украинцами тогда, в 1968, и другое дело то же самое – но сейчас. По-доброму посмеяться друг над другом, а заодно над собой – для кого-то это значит объединиться, поборов и собственные комплексы, и доводящее до вражды недоверие друг к другу. Для съемочной группы сериала, судя по всему, речь идет именно об этом. Но разве нет сегодня среди украинцев людей, которые в образе московского мажора найдут подтверждение самых страшных своих подозрений насчет "этих москалей"? И вообще возмутятся самой темой дружбы двух народов? Как пели в той же "Трембите": "разговор на эту тему портит нервную систему…"
Наверное, понятие патриотизма у каждого – свое. Какой именно патриотизм преобладает сейчас на Украине – можно будет понять по реакции зрителей, как рядовых, так и прочих, на "Останнього москаля".