Польские СМИ опубликовали расшифровку данных "черного ящика" борта №1, который в 2010 году следовал на траурные мероприятия в катынский мемориал и разбился под Смоленском. С помощью новых технологий специалистам удалось расшифровать фрагменты, которые ранее считались поврежденными. Так, стало известно, что за 15 минут до катастрофы пассажиры борта №1, на котором находился президент Качиньский и практически все руководство страны, употребляли спиртное. Также выяснилось, что в кабине пилота присутствовали посторонние люди, которые предлагали выпить пива даже пилотам. Кроме того, сообщается, что на пилотов оказывалось давление: глава протокольной службы требовал от них посадки самолета в тяжелых погодных условиях.
"Можно по-разному объяснять факт употребления на борту спиртного, известно, что во многих авиакомпаниях это обязательный элемент меню. Но когда речь идет о траурных событиях, то это вызывает вопросы. Превращать посещение мемориалов в пикник, в приятное времяпрепровождение — это выглядит странно. Такие подробности шокируют людей и в Европе, и в России", – сказал в эфире радио Sputnik правовой эксперт Московского бюро по правам человека Борис Пантелеев.
По его мнению, расследование катастрофы не имело аналогов в мировой практике. Россия не просто допустила к следствию польских экспертов: в комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК) работали десятки польских специалистов, следователей, прокуроров. Выводы комиссии МАК были однозначны – в крушении виноват неподготовленный экипаж, на которого оказывалось психологическое давление со стороны высокопоставленных пассажиров. Но Варшава этого не хочет признавать и выдвигает все новые претензии и вопросы к российской стороне.
"Наша страна сделала максимум для того, чтобы не было никаких вопросов ни к ходу расследования, ни к его результатам. А главное — расследование было проведено на международном уровне компетентной организацией, которая уполномочена это делать. Но, помимо профессиональных вопросов, всегда возникают политические, правовые вопросы. Это дело стало в некотором смысле прецедентом", – уверен эксперт.
По мнению Бориса Пантелеева, дело необходимо рассмотреть в судебном порядке, а окончательную точку здесь бы поставил международный трибунал.
"Все претензии, замечания, которые очно или заочно предъявляются России, поэтапно могли бы рассматриваться международным трибуналом, созданным по этому вопросу, и он бы вынес окончательное суждение. Потому что желание использовать эту тему в политических и прочих целях будет всегда, и мы можем еще многие годы оставаться в этом смысле под подозрением. России есть с чем выйти на такой суд и закрыть, наконец, эту тему в правовом плане, чтобы не было больше голословных обвинений", – заключил правовой эксперт.