Автор Александра Дибижева
С первых дней Великой Отечественной войны встал вопрос о спасении мирных людей и отправке их в более отдаленные от фронта районы страны. К концу лета 1941 года в СССР было создано больше сотни эвакопунктов. В первую очередь, заботились о детях. Поездами, пароходами они ехали только в одном направлении – на восток.
Начиная с июля 1941 года, во всех западных районах СССР стали проводиться массовые эвакуации. Ведь именно эти регионы – Белоруссия, Украина, Прибалтика – были в наибольшей опасности, на них пришелся основной удар. Вывозили людей на всех возможных видах транспорта и очень оперативно. Только за первую неделю войны из Литвы и Латвии было эвакуировано почти 100 тысяч человек. Детей эвакуировали вместе с семьями. Но также было много сирот, о которых нужно было заботиться в первую очередь, говорит главный специалист научного сектора Российского военно-исторического общества Николай Копылов:
"Эвакуировали воспитанников детских домов, школ-интернатов, закрытых детских заведений. Отправляли их обычно в районы, начиная от Волги и дальше. Там их размещали в тыловых детских учреждениях. Получали там продукты по детской иждивенческой карточке. Для каждого района там был свой минимальный размер пайка. Единственное, что было хорошо, они находились далеко от боевых действий".
Но сначала нужно было пережить эвакуацию. А это было далеко не просто. Особенно тяжело было вывозить детей из осажденного Ленинграда. До начала блокады ребят эвакуировали по железной дороге, автомобильным транспортом. Но после того, как немцы взяли город в кольцо, путь на Большую землю оставался только один — автобусами и грузовиками через Ладожское озеро, по льду.
"Это была очень серьезная технологическая система, состоящая из 60 полос. С одной стороны, движение туда и обратно. С другой стороны, резервные полосы. Это все подвергалось бомбежке, и надо было тут же ремонтировать разбомбленные полосы, а при этом движение машин прервать было нельзя. Вообще, на этом этапе было очень много сложностей. Не была еще хорошо организована система медицинского сопровождения, питания и эвакопунктов по пути следования".
Поскольку эвакуация проходила, зачастую, в крайне тяжелых условиях, многие дети просто не доживали до места прибытия.
"Когда уже люди подъезжали на эшелонах к более отдаленным областям – к Волге, к Ярославлю, им, естественно, сердобольные граждане эвакопунктов давали пищу. А желудок уже был истощен! Здоровье было подорвано! И эта еда в результате приводила к гибели".
Несмотря на большое количество жертв, те дети, которым удалось добраться до эвакопунктов, смогли "пересидеть" самое опасное время. Обратная эвакуация в 1943-44 гг. прошла уже намного спокойнее.