Автор Мария Весновская
Киевские власти созрели и идут на приватизацию. Список выставленного на продажу не может не произвести впечатление. Если бы такое предложение прозвучало года два назад, то отбоя от покупателей не было: "Укрторф" (семь госпредприятий по добыче и переработке торфа), крупнейшие шахты по всей страны. "Украинское Дунайское пароходство" — предприятие хоть и убыточное, но с очень неплохими связями на европейском направлении. И плюс еще 12 портов. 78% "Центрэнерго" – важный элемент энергосистемы страны – а также ключевые ТЭЦ, строительные корпорации и еще много чего.
Присмотревшись к списку, понимаешь, что здесь есть лоты на любой вкус и кошелек. Даром, что список готовили всего месяц, методично вычеркивая стратегически важные предприятия. А то ведь изначально размахнулись и на "Укрспирт" с "Укрзализныцей" и Одесским припортовым заводом. В итоге из 3300 государственных предприятий (разной степени убыточности) на продажу выставлено каждое десятое: в списке 342 объекта. Всего в бюджет Украины от продажи госимущества должно поступить 17 млрд гривен. Неплохо, если сравнить с 446 млн гривен, которые пришли в 2014. Но на этом оптимизм и заканчивается.
И начинают задавать вопросы все, кто умеет считать, читать и периодически следит за новостями. Сначала математика. В 2015 году спад ВВП составит минимум 5,5%, в худшем случае обвал будет почти на 12%. Спасибо МВФ, который очень ждет от Украины экономического роста в следующем году. Больше, правда, никто ничего не ждет. Для тех, кто любит пощекотать себе нервы, есть еще и заявление премьера Яценюка о готовности пересмотреть итоги предыдущих сделок. Ну попутал премьер предвыборные лозунги с приглашением инвесторов – бывает!..
Из этого следует еще один вывод: если инвесторов привлекают такими обещаниями, то, значит, никто ничего не собирается продавать: просто найден внешне красивый способ наградить лояльных (читай: "своих"). А значит, ни о каком развитии производства речь и не идет. Схема проще: выдавить последнее – и уйти. Именно поэтому у зарубежных инвесторов и сформировался негативный образ: Украина – это Африка с племенными войнами, хаосом, только пока без голода и эпидемий.
И здесь мы подходим к последнему и для многих ключевому пункту. Часть лотов, предложенных инвесторам, находится на территории, где не прекращаются военные действия. Например, еще месяц назад регулярным обстрелам подвергалась Углегорская ТЭС (входит в "Центрэнерго"), а "Торговый флот Донбасса" расположен в Мариуполе, жители которого хорошо знают, как жить во время антитеррористической операции правительственных войск. На неподконтрольных Киеву территориях находится еще парочка лотов – Шахта имени Засядько и Старобешевская ТЭС ("Донбассэнерго").
В результате складывается весьма странная картина: делаем вид, что продаем, хотя и младенцу понятно, что никто ничего не купит. "Они нуждаются, обладая богатством, – а это самый тяжелый вид нищеты", говаривал римский философ Сенека. Хотя в Киеве так далеко историю вряд ли изучают, а даже если кто-то и углубится, то у него всегда готов ответ: "Да ладно вам, Сенека! Толком даже Нерона воспитать не сумел. Нам такой философ не указ. У нас свои философы найдутся!"