Автор Михаил Шейнкман
Продвижение Минска по пути сближения с Западом сегодня начинает исчисляться погонными метрами. В столицу Белоруссии прибыли эмиссары в погонах – представители командования объединенных вооруженных сил НАТО "Брюнсюм". То есть, те самые люди, что отвечают за первую и сейчас, пожалуй, единственную характеристику только формально все еще военно-политического блока. С местным министерством обороны они проведут консультации по урегулированию кризисов, организуют брифинги для военнослужащих, ознакомятся с радиационной, химической и биологической безопасностью страны и опытом участия ее военных в многонациональных учениях.
И вроде бы все достаточно безобидно. Но карты Белоруссии все равно раскрыть придется. Тем более, если официальной целью поездки объявлено обсуждение вопросов защиты государства. Во-первых — от кого, если вокруг только Россия и страны НАТО с Украиной? Во-вторых — с кем? Если исходить из того, что Лукашенко не так давно уговаривал Москву прикрыть его дополнительными силами и авиацией от наращивания сил альянса у его границ, то получается, что сейчас его военные обсуждают защиту государства с теми, от кого хотели бы его защитить.
Есть только один вариант, при котором этот алогизм может иметь смысл: капитуляция. Но пока это точно не про Лукашенко. Во всяком случае, он так думает. Он руководствуется иными мотивами. Если лучший способ одолеть соблазн — ему поддаться, то лучший способ справиться с вероятным противником – заманить его к себе.
Строго говоря, сотрудничество Минска с НАТО никогда не прекращалось. Ему не мешали ни экономические санкции, ни статус "последнего диктатора Европы", ни военно-стратегический союз с Москвой. Связи эти были, скорее, формальными, но оставались действующими, в режиме ожидания. 19 февраля, практически сразу после успешно проведенного "нормандского саммита" по Украине, Лукашенко снял их с паузы. Выступая перед командным составом, заявил, что Минск открыт диалогу с НАТО. "У нас есть много общих вопросов, совместная работа над которыми в полной мере отвечает интересам Беларуси", — сказал он так, словно не в курсе, что главный для альянса вопрос — как "сдержать" Россию.
Лукашенко, может быть, и не скажет, как. Но он точно знает, где. Когда-то, в пылу очередного приступа братской требовательности, он грозил Москве пустить к себе войска альянса, если та не пойдет ему на уступки. Прошли годы. Но ничего не изменилось. Для него и сегодня заигрывание с Западом — это игра на повышение собственных ставок. И чтобы ему там поверили, он должен показать нечто большее, чем просто нейтралитет в украинском кризисе. Например, какие-никакие оборонительные возможности. НАТО же себя не скрывает. Танки, самолеты, усиленные контингенты в Прибалтике и Польше: все на виду.
Вообще, о военной составляющей российско-белорусских отношений всегда говорили, что она, по сравнению с иными сферами, у нас без страха и упрека. И, наверное, Москва по-прежнему может доверять Лукашенко. Но, похоже, это тот случай, когда доверяй, но лучше, чтобы проверять не пришлось.
Продолжит тему замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько.
— Стоит ли России опасаться контактов Минска с Западом? Во-первых, учитывая их геополитическую подоплеку. Во-вторых, то, что они уже выходят и в военную плоскость.
— Я думаю, что, конечно, стоит обращать внимание и опасаться подобного рода контактов. Белоруссия сейчас крайне нуждается в кредитных линиях, которые ей на льготных условиях могут предоставить страны Запада и США. Но расплачиваться Белоруссии нечем. Те активы, что есть у государства, вряд ли заинтересуют крупных бизнес-игроков в Европе или в Соединенных Штатах Америки. Поэтому основным средством расплаты может быть именно геополитическая ориентация Белоруссии. И, соответственно, какие-то решения, связанные с возможной сменой этой геополитической ориентации.
— Александр Лукашенко не скрывает своих намерений погреть руки на конфликте Запада и России. Насколько удачно будет эта его попытка? Ведь все предыдущие, если вспомнить, заканчивались безуспешно.
— Сложно сказать, насколько успешными будут его попытки получить какие-то бонусы. Но опасность в том, что подобного рода встречи могут быть только началом этого пути. Могут быть какие-то решения, которые постепенно, очень незаметно будут вовлекать Белоруссию в те проекты, которые являются недружественными по отношению к России.
На днях Лукашенко решил польстить Вашингтону заявлением о том, что без вмешательства США украинский кризис не разрешить. Опоздал. США уже вмешались, когда, собственно, и разрешили украинцам кризис. Янукович тогда, будучи президентом, еще гордился своим нейтралитетом и сотрудничеством с НАТО. Тоже думал — партнерство. Да в бунт попал.