Автор Светлана Калмыкова
Осенью 2013 года Германию потряс шпионский скандал. Стало известно, что спецслужбы США на протяжении нескольких лет прослушивали мобильный телефон канцлера Ангелы Меркель. Официальные лица АНБ, и даже Обама, в один голос говорят, что прослушка необходима для борьбы с терроризмом. Но вряд ли фрау Меркель и десятки других европейских лидеров имеют хоть какое-то отношение к "Аль-Каиде". Тогда возникает неизбежный и неудобный для США вопрос: зачем они прослушивали своих, как они говорят, союзников?
После сенсационных разоблачений бывшего сотрудника АНБ Эдварда Сноудена о тотальной слежке американских спецслужб казалось, что мир уже ничто не удивит. Однако шпионский скандал между Берлином и Вашингтоном без преувеличения потряс всех. Поразил не сам факт слежки, а та бесцеремонность, с которой американцы следили за "друзьями" в Германии.
Выяснилось, что Вашингтон шпионил за Меркель с 2002 года. То есть еще до того, как она возглавила немецкое правительство. Аппаратура для прослушки была установлена на территории американского посольства, расположенного в шестистах метрах от правительственного квартала в Берлине. Причем прослушивались все ее мобильные телефоны, и партийный, и строго закодированный правительственный. Свободным от чужих "ушей" оставался лишь постоянный телефон в администрации канцлера. Как утверждает немецкая пресса, с 2010 года информацию о слежке за Меркель президент Обама получал лично.
Эта история вызвала большой резонанс в германском обществе, говорит декан факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве России Александр Шатилов:
"Скандал 2013 года, конечно, серьезно подпортил американо-германские отношения. Даже при том, что Меркель изначально была креатурой Вашингтона. Но все равно обнародование фактов слежки за ведущими немецкими политиками, конечно, было серьезным информационным ударом по двусторонним отношениям и спровоцировало определенный общественный резонанс и атмосферу внутриэлитного недоверия".
Первая реакция самой фрау Меркель была весьма предсказуема. Она была в ярости. Канцлер потребовала не только извинений от Белого дома, но предоставления информации об операциях, проводимых АНБ в странах Евросоюза, чтобы выяснить реальные масштабы проблемы.
Однако неожиданно гнев сменился на милость. Ангела Меркель заявила, что "худой мир лучше доброй ссоры". Очевидно, поднимать вселенский скандал было совершенно не в интересах немецкого канцлера, говорит ветеран Службы внешней разведки Лев Корольков:
"В ходе прослушивания какого-либо крупного политического деятеля, тем более руководителя страны, при всем при том, что Меркель была их проектом, они получили дополнительные данные, опубликование которых нанесло бы Меркель большой ущерб. Стороны, видимо, предпочли этого не делать, заключить союз. Потому что основной противник для них, конечно – поднимающаяся Россия. Здесь их интересы сошлись. Цена вопроса – Украина".
Разрешился конфликт парадоксально. Прокуратура дело закрыла, сославшись на отсутствие доказательств. Лидеры двух стран договорились интенсифицировать сотрудничество между разведками. Одним словом – разошлись полюбовно. Однако не осталась незамеченной и резкая смена позиции Меркель в отношении России. Так что можно предположить, что Вашингтону удалось собрать на фрау канцлерин солидное досье.