В воскресенье, 29 марта, премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил в эфире программы "Факты недели", что управление национальными госкомпаниями может быть передано иностранным менеджерам. Речь идет о компаниях "Укрнафта", "Укртатнафта" и "Укртранснафта", над которыми, по словам Яценюка, государство восстановило контроль.
"Первое ощущение от такого заявления — признание отсутствия компетентного персонала, беспомощности госаппарата в управлении госкомпаниями в интересах государства. Второе — признание того, что какая-то сторонняя компания обладает якобы большим опытом, скажем, именно в управлении газотранспортной системой Украины", — сказал в эфире радио Sputnik старший научный сотрудник Центра европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН Владимир Оленченко.
Яценюк уже неоднократно заявлял о том, что кабмин будет поднимать до рыночного уровня все энергетические цены и тарифы. Их рост в прошедшие месяцы больно ударил по карманам украинцев, и от иностранного менеджмента положение не улучшится, уверен Владимир Оленченко.
"Любая компания, которая берется управлять, делает это не из соображений альтруизма и бескорыстия, а, безусловно, преследует при этом коммерческие интересы. Пока нет данных о том, на каких коммерческих условиях будет передана в управление газотранспортная система. Но, в любом случае, доходность должна быть высокая — а раз так, то значительно возрастет стоимость услуг для населения, для домохозяйств, для промышленности. И это не будет способствовать улучшению экономической обстановки в стране", — сказал Владимир Оленченко.
По его мнению, иностранные кандидаты на работу в нефтегазовых госкомпания уже отобраны.
"Скорее всего, договоренности уже есть. Это нас ставят в известность таким образом. И я бы увязал их с американскими компаниями. Если вернуться к событиям годичной давности, приезду на Украину вице-президента США Джо Байдена, то разговор шел о том, как бы наилучшим образом использовать газотранспортную систему страны. Второе — то, что сын Байдена, юрист по образованию — специалист в области регулирования вот таких вопросов. И он как раз уже дал согласие на работу в компании, которая интересовалась газотранспортной системой", — отметил Владимир Оленченко.